Газетные статьи

1970-е годы

 

1970

В.Дунаев. «Чудо Рихтера». «Советская культура», 13/10/70.

П.Коннова. «Рукоплещет Рихтеру Сибирь».«Советская культура», 14/11/70.

 

1973

В.Горностаева. Святослав Рихтер«Советская культура», 23/01/73.

 

1975

Н.Ермолович. «Концерт для одного слушателя». «Известия», 04/01/75.

Ин.Попов. «Волшебство музыки». «Известия», 20/03/75.

 А.Золотов. «В каждом звуке - жизнь». «Правда», 10/04/75.

В.Горностаева. Звучит музыка Моцарта. «Советская культура», 23/05/75.

"Вторая муза Святослава Рихтера". «Советская культура», 08/07/75.

 

1976 

 

Винченцо Корги. «Славные традиции». «Обществу «Италия - СССР» исполнилось 30 лет». «Известия», 11/11/76.

Рихтер в Польше. "Пшиязнь", 12/1976.

Фото С.Смирнова и С.Стешанова. «Известия», 30/12/76 (Рихтер, Кондрашин).

 

1977

Фото А.Рубашкина. «Советская культура», 01/01/77.

Фото А.Рубашкина.  «После трудной репетиции». «Советская культура», 01/04/77.

В.Балашов. «Вдохновенный наставник». «Советская культура», 02/08/77, №62.

Я.Мильштейн. "Уникальный ансамбль". "Советская культура", 11/10/77.

Е.Коржев. "Святослав Рихтер - почетный доктор Страсбургского университета". "Советскаякультура", 20/12/1977.

 

1978

"Выставка портретов". "Вечерняя Москва", 10/03/1978.

И.Антонова. "Умение видеть". «Советская культура», 21/03/1978.

Цыпин. Баховские программы Святослава Рихтера. «Советская культура», 28/03/1978.

И.Преловская. "Личность художника". "Неделя", 09/04/1978.

Л.Ломанова. "Читая Рихтера". «Советская культура», 11/04/1978.

Н.Мишина. "Повторить вдохновенье". "Правда", 16/05/78.

М.Рабкин. "Играет Святослав Рихтер" (Рига, фото). «Советская молодежь», 19/05/1978.

Брянский комсомолец 15/10/78 – фотография.

Я.Мильштейн. «Советская культура», «Играет Рихтер». 24/10/78.

Ф.Исаев. О Рихтере-человеке. «Советская культура», 03/11/78.

 

1979

Телевизионная экскурсия. "Вечерняя Москва". 25/02/79.

Л.Крылова. «Святослав Рихтер играет Баха». «Советская Киргизия», 24/05/79.

Г.Рябчиков. Фотография. "Советская культура", 08/06/79.

Н.Лазарева. «Играл Рихтер!», «Московский комсомолец», 21/06/79.

И.Павлович. "В подарок Рихтеру". «Советская культура», 22/06/79.

«Слушая великих артистов». «Советская культура», 14/08/79.

«Известия», 31/08/79, №204. (Присуждение премии ЮНЕСКО).

В.Генде-Роте. "Разговор". «Советская культура», 25/09/79.

«Решение ассамблеи». «Известия», 04/10/79. С.4. №233 (Вручение награды ЮНЕСКО).

 

А.Куржиямская. «Ключи от мастерской». «Советская культура», 19/10/79 (фрагмент).

Святослав Рихтер на родине Моцарта. «Советская культура», 04/12/79.

 


 

1970


П.Коннова. «Советская культура», 14/11/70.

Рукоплещет Рихтеру Сибирь

 

         Святослав Рихтер! Это имя по праву стоит в ряду лучших пианистов мира. Мне как человеку, тесно связанному с гастрольными путешествиями артистов, хочется рассказать лишь об одной гастрольной поездке Святослава Рихтера, в которой, как в капле воды, отражаются характер, его человеческие качества, его страстность музыканта.

            В этом году десятки артистов пересекали тысячи километров на воздушных лайнерах, отправляясь за «тридевять земель» в Японию, на международную выставку «ЭКСПО-70».

            Приглашение в Японию принял и Святослав Рихтер. Но он не захотел воспользоваться комфортабельным самолетом, который за несколько часов доставил бы его в Токио. Его путь в страну Восходящего Солнца лежал через концертные залы Сибири и Дальнего Востока. Рихтера слушали омичи и ученые Академгородка в Новосибирске, строители Иркутска и трудящиеся Хабаровска.

            При этом всюду Рихтер играл с полной творческой отдачей – иначе он не может, иначе он не умеет.

            Как раз в тот период, когда Святослав Рихтер по пути в Японию играл свои концерты в разных городах Советского Союза, я была в Японии и наблюдала, с каким волнением японские слушатели ожидали его приезда. За месяц до начала гастролей билеты все были проданы, а желающих побывать на концертах Рихтера было столько, что, пожалуй, не хватило бы и годичного его пребывания, чтобы удовлетворить хотя бы часть жаждущих услышать прославленного музыканта. А Рихтер, когда покидал родные берега, уходя из бухты Находка, больше всего беспокоился, что не успел сыграть концерт для детей.

            Как известно, августовский климат «поющих островов»  подходящ не каждому. После первых концертов в Японии Рихтер заболел и отменил несколько выступлений (позже он все же вернул долги), но ни за что не хотел отменять концерты, объявленные на Родине.

            Каждому артисту, которому хоть раз приходилось выезжать за рубеж и представлять там свою страну, понятна огромная ответственность и почетная миссия средствами искусства сближать страны, народы, культуры. И какими усталыми возвращаются после этих гастролей артисты! Домой, скорее домой, отдохнуть, стряхнуть усталость!

            Возвращался из Японии и Святослав Рихтер. Но он ехал не отдыхать, а снова трудиться. И уже через три часа после того, как Рихтер покинул борт парохода, он играл обещанный шефский концерт для детей рыбаков бухты Находка.

             И снова Владивосток, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, далее Чита, Улан-Удэ, Иркутск, Новосибирск, Курган, Челябинск. И всюду, затаив дыханиеЮ его слушают моряки, строители, металлурги, химики, ученые, студенты, школьники, воины. Они заполняют зрительные залы настолько, что едва остается на сцене островок для рояля и пианиста. И, вероятно, истинное вдохновение художника и чувства, которые он испытывал после концерта и этой безгранично благодарной, одухотворенной аудитории, заставляя Рихтера снова и снова выходить на сцену и снова играть.

 

Полина Коннова,

Директор Союзконцерта

1973

1975




 

В.Горностаева. Звучит музыка Моцарта. «Советская культура», 1975, 23 мая.

"Вторая муза Святослава Рихтера". «Советская культура», 1975, 8 июля.


1976

16/12/76 – Варшава. Народная филармония.

 

BEETHOVEN

Piano Sonata No.1 in f, Op.2/1, No.7 in D, Op.10/3,

No.9 in E, Op.14/1, No.12 in A–flat, Op.26

 

 [BEETHOVEN. Bagatelle in b, Op.126/4

 

WAGNER. Albumblatt fur Cosima – Elegie in A–flat]


1977

 

Балашов В. "Вдохновенный наставник". "Советская культура", 1977, 2 августа.


1978

Брянский комсомолец 15/10/78.

 

Одиннадцатого октября, на второй день после концерта, Святослав Рихтер торопился домой в Москву на очень важную, неотложную встречу. Но это не заставило его изменить своему твердому правилу: утренние часы он провел за инструментом в музыкальном училище. Здесь у выхода его и «подстерег» объектив фотоаппарата. 

Ф.Исаев.

«Советская культура», 1978, 3 ноября.

 

О Рихтере-человеке

 

Легкая музыка, вокально-инструментальные ансамбли сегодня заполняют не только свободное, но частью и рабочее время миллионов людей, особенно молодежи. Одни видят в новом явлении растущую тягу к прекрасному, другие – падение вкуса. Не будем погружаться в дискуссию об этой тонкой й сложной проблеме. Нам важно другое. Параллельно с этим процессом происходит и другой, менее шумный, но не менее мощный. Ровно, стойко, без малейших спадов и колебаний растет интерес к музыке серьезной. Масса людей, самых разных по всем социальным, образовательным и прочим признакам, жадно тянется к симфонии, фортепианному или скрипичному концерту, к опере, к строгому хоровому пению.

 

Об этом говорит, в частности, громадный интерес, с каким телезрители встречают фильмы и передачи, посвященные выдающимся композиторам, дирижерам и музыкантам нашего времени. Искусство Дмитрия Шостаковича, Георгия Свиридова, Евгения Мравинского, Эмиля Гилельса, Леонида Когана благодаря Центральному телевидению стало ныне достоянием миллионов.

В конце прошлого года мы с большим интересом знакомились с циклом фильмов творческого объединения «Экран» под общим названием «Искусство Святослава Рихтера». Чем глубже раскрывалось перед нами творчество великого музыканта великой Страны, тем больше хотелось узнать о нем самом, о Рихтере-человеке. И вот, как бы идя навстречу зрительскому зову, телевидение предложило нам новый, пятый фильм. Он и называется уже несколько по- другому – «Хроники Святослава Рихтера».

 

– Мы с уверенностью можем сказать,– говорил перед премьерой режиссер Святослав Чекин, – что сняли Святослава Рихтера таким, каков он и есть в действительной жизни, – удивительно обаятельный, остроумный и, несмотря на бытующую легенду о его неприступности и отчужденности, удивительно веселый и контактный.

 

Смелое заявление! Но в данном случае оно оправданно. Режиссер вместе со сценаристом Андреем Золотовым, оператором Николаем Москвитиным и звукооператором Жанной Гисцевой, думается, своей цели добились. Рихтер раскрылся перед нами именно таким, каким они и хотели его показать, – обаятельным и остроумным, веселым и контактным. И в рассказах Евгения Мравинского, Артура Рубинштейна, Глена Гулда, Дитриха Фишер-Дискау, Кирилла Кондрашина, Ренато Гуттузо, Вана Клиберна. И, главное, в той жизни, которую он за этот вечер прожил вместе с нами, мы – дома, а он – на экране. От первых выступлений, первых побед и высокой награды до сегодняшних высот мастерства и славы. Можно лишь добавить, что Рихтер открылся перед нами еще и как человек мудрый, ясно сознающий место большого искусства в нашей жизни.

Наверное, в этом сознании и упрятана пружина его подвижнического труда.

 

Ф.Исаев


Газеты 1979 г.

 


 

"Советская культура", 1979, 8 июня





Фрагмент


Программа концерта:

27/11/79 – Зальцбург. Mozarteum. Großer Saal.

 

SCHUBERT

Piano Sonata No.15 in C, D.840

––––––––––––––––

PROKOFIEV

Piano Piece – Legende, Op.12/6

 

Vision Fugitive, Op.22/3 – Allegretto

Vision Fugitive, Op.22/4 – Animato

Vision Fugitive, Op.22/5 – Molto giocoso

Vision Fugitive, Op.22/6 – Con eleganza

Vision Fugitive, Op.22/8 – Commodo

Vision Fugitive, Op.22/9 – Allegretto tranquillo

Vision Fugitive, Op.22/11 – Con vivacita

Vision Fugitive, Op.22/14 – Feroce

Vision Fugitive, Op.22/15 – Inquieto

Vision Fugitive, Op.22/18 – Con una dolce lentezza

 

Piano Piece – Danza, Op.32/1

Piano Piece – Waltz, Op.32/4

 

Piano Piece – The Quarrel, Op.102/3

Piano Piece – Gavotte, Op.95/2

Piano Piece – Autumn Fairy, Op.97/3

Piano Piece – Orientalia, Op.97/6

Piano Piece – Waltz of Cinderella and the Prince, Op.102/1

 

[RACHMANINOFF

Prelude in g–sharp, Op.32/12

 

DEBUSSY

Preludes, Book I – No.11 – La danse de Puck]