Кирилл Виноградов. "У Генриха Густавовича в классе" («Вспоминая Нейгауза», издательский Дом «Классика-ХХI», 2007), фрагмент.

 

Мне посчастливилось присутствовать при первой встрече Нейгауза со Святославом Рихтером. Утром в тот день я как раз занимался с Генрихом Густавовичем у него дома на улице Чкалова. Урок закончился, и я уже собрался уходить, как раздался звонок. Появилась ученица Нейгауза Надя Судзан и с ней высокий, худощавый юноша, державшийся очень скромно, почти застенчиво. Судзан представила его, последовал короткий разговор, после чего Генрих Густавович спросил: "Что вы хотите сыграть?" Рихтер назвал сонату Бетховена и балладу Шопена. Генрих Густавович расположился в своем глубоком кожаном кресле и приготовился слушать. Рихтер стал играть.

Необычное впечатление возникло у меня: за роялем сидел пианист, у которого получались все самые трудные места, и в то же время казалось, играет не совсем профессионал-пианист - непривычны были приемы, манера игры, сама посадка за инструментом. Казалось, будто перед глазами являлась обнаженная натура - живая, в движении, просвечиваемая насквозь - видна была вся структура ее: и скелет, и мышечные ткани, и кровеносная и нервная система. Такое исполнение прекрасно и удивительно было в фуге (Рихтер играл сонату Бетховена ор. 101 и Четвертую балладу Шопена), но в балладе не хватало шопеновского звукового обаяния - это похоже было на анализ мышления Шопена без шопеновских эмоций.

Когда Рихтер кончил играть, Генрих Густавович сказал что-то вроде "Он же играет как дирижер, ему надо дирижировать!" Потом поставил на пюпитр ноты (кажется, это были "Мысли" Прокофьева) и попросил Рихтера прочитать их с листа, сам же с папироской во рту встал за спинкой стула, на котором сидел Рихтер, приготовившись следить по нотам. Рихтер положил свои большие руки на клавиатуру и начал. По мере того, как проигрывалась музыка, лицо Генриха Густавовича все больше оживлялось, брови его порой взлетали вверх, то ли от удивления, то ли от восхищения. Рихтер продолжал играть так, будто пьесу эту он хорошо знал. Такое чтение с листа я наблюдал первый раз в жизни. Потом мне случилось присутствовать на встрече С.С.Прокофьева с композиторами - студентами Московской консерватории, и я наблюдал, как Прокофьев, сидя за фортепиано, читал с листа рукописные их партитуры, причем некоторые из них были написаны карандашом и изобиловали помарками. Прокофьев их играл тоже так, как будто давно знал эту музыку в транскрипции для фортепиано.

Нейгауз принял Святослава Рихтера в свой класс. Так началась их замечательная творческая и человеческая дружба, длившаяся до конца дней Генриха Густавовича


Упоминания о Рихтере в книге

Школа-студия МХАТ

Семейный альбом

 

 

У нас были встречи с Анной Ахматовой, Борисом Пастернаком, Святославом Рихтером. Рихтер, в рваненькой курточке, отыгрывал и быстро убегал в кулисы.

--------------------------------------

 

Приводил Виталий Яковлевич и молодого аспиранта консерватории Святослава Рихтера, который играл нам в маленькой аудитории, где

помещалось всего несколько человек. Он был в черной бархатной блузе, а после каждого этюда Рахманинова или Скрябина выбегал из

зала в коридор, потом возвращался.

-------------------------------------

 

Виталий Яковлевич Виленкин познакомил нас с Рихтером, после чего мы стали бегать в консерваторию, с Ахматовой, с Пастернаком, с

Книппер-Чеховой. Они хотели сделать из нас не ремесленников, а людей искусства. В нас столько вкладывали доброго, порядочного, совесть будили в нас! Школа-студия была словно

огороженным местом.

-------------------------------------

 

Радомысленский приглашал интересных людей. У нас бывали Рихтер, Вертинский…

-------------------------------------

 

 

По понедельникам в большом зале студии устраивались творческие вечера. Рихтер обкатывал здесь свои концерты. Народу набивалось!


 

Московская консерватория к 150-летию выпустила собрание Святослава Теофиловича Рихтера на 27 дисках. В том числе 13 дисков ранее не изданных записей. Период выступлений с 1951 по 1965 гг.

Ссылка на изображение комплекта

http://mosconsv.ru/ru/disk.aspx?id=147130

Программа 27 дисков

http://mosconsv.ru/upload/images/Sound/27_CD_prog.pdf

---------------

 

Фирмы DECCA, PHILIPS и DG издали 51 диск записей Рихтера. Содержание здесь:

https://yadi.sk/i/KBkqR1m6mmHCf

--------------- 

 

К 100-летию Святослава Рихтера фирма "Мелодия" выпустила 50 дисков с записями музыканта, причем, среди них есть ранее не издававшиеся. Содержание здесь:

http://www.review33.com/news/news.php?news_id=20151020014657

---------------

 

Издан концерт, посвященный 100-летию со дня рождения Кароля Шимановского.

Parnassus Records

PACD 96054/5

http://darelease.net/music/225652-sviat ... -2015.html

3 Masques, Op 34-Nos. 1 & 2

6 Songs of the Infatuated Muezzin, Op 42

7 Joyce Songs, Op 54

20 Mazurkas, Op 50-Nos. 1, 17, 18, 3, 16, 13, & 12

Sviatoslav Richter, piano

Galina Pisarenko, soprano

Recorded live November 25, 1982, Warsaw, Philharmonic Hall

Sonata No. 2, in A, Op. 21

Mythes, Op. 30

Sonata No. 3, Op. 36

Sviatoslav Richter, piano

Oleg Kagan, violin

Recorded live November 26, 1982, Warsaw Academy of Music