Киевские газеты и журналы

Захар Гончарук

На концерті Святослава Ріхтера. Аппассіоната.

(Частина III). Київ: Молодь, 1984

  

https://yadi.sk/i/jDMj1Ky83GnMB9


Бутук А.

 

Ріхтер у Києві.

 

 

Наука і культура України. Щорічник, 1986, с.422-426



Газетные статьи о Рихтере

Рихтер в Киеве

 1944

Г.Таранов. «Симфонический концерт из цикла Чайковского».  «Правда Украины», 23/11/44.

(Фрагмент из статьи, посвященной дирижеру Натану Рахлину и его исполнению Чайковского.)

Первый приезд Рихтера в Киев.

 

1948

П.Маркович. Концерти Святослава Ріхтера. "Радянська Україна", 13/04/48.

"Радянське мистецтво", 14/04/48 (сообщение о состоявшихся концертах Рихтера). 

 

1949

П.Маркович. Концерти Святослава Ріхтера. "Радянське мистецтво", 23/11/49.

 

1950

Л.Височинська. Концерти Святослава Ріхтера.  "Радянське мистецтво", 26/04/50.

 

А.Скриниченко.Концерти Святослава Ріхтера в Києві. «Радянське мистецтво», 05/12/50.

 

1952

«Пам’яті Бетховена». «Радянське мистецтво», 26/03/52.

 

1954

 

«Концерти Святослава Ріхтера». «Радянське мистецтво», 07/07/54.

 

1959

 

Ю.Щуровський. «Твори Бетховена у виконанні С.Ріхтера». «Радянська культура», 18/06/59.

 

1960

 

А.Штогаренко. «Слово до митця». «Радянська культура», 21/07/60.

 

1962

М.Кузьмін. «За роялем - Ріхтер». «Радянська культура», 15/07/62 (+ фото).

 

1965

«Грає Святослав Ріхтер». «Культура і життя», 29/07/65.

 

1967

 В.Клин. «Неизвестное в известном». «Правда Украины», 28/09/67.

 

 

1972

«Грає Святослав Ріхтер». «Культура і життя», 17/02/72.

 

1973

«Багатоцвіття фестивальних огнів». «Культура і життя», 03/06/73.

 

1980

О.Дикань. Фотография. "Вечерний Киев", 10/06/80.

 

Л.Олейник. "Играет Святослав Рихтер". "Правда Украины", 11/06/80.

 

В.Марущенко. "Святослав Ріхтер: Нова зустріч". "Культура і життя", 15/06/80.

 

1982

М.Степаненко. "Поет фортепіано". "Культура і життя", 06/06/82.

 

М.Маліченко. "Грає Святослав Ріхтер". "Прапор комунізму", 05/10/82.

 

1985

І.Петров. "Грає Ріхтер". "Молода гвардія", 19/04/85.

 

І.Петров. Фотографія. "Культура і життя", 21/04/85.

 

В.Бєляков. "Постановка С.Ріхтера". "Культура і життя", 24/10/85.

 

1999

М.Поліщук. "Ріхтер і Агнеса". "Вечірній Києв". 22/04/99.

 

2000-е

К.И.Шамаева. Родом из Украины. Мировая музыкальная общественность отметила 100-летие со дня рождения Святослава Рихтера. "День"  , 24/04/2015, Киев.


Г.Таранов. «Симфонический концерт из цикла Чайковского».  «Правда Украины», 23/11/44.

(Фрагмент из статьи, посвященной дирижеру Натану Рахлину и его исполнению Чайковского.)

Первый приезд Рихтера в Киев.


П.Маркович

КОНЦЕРТЫ СВЯТОСЛАВА РИХТЕРА

(перевод)

«Советская Украина», 13 апреля 1948 г.

 

Четыре концертных выступления лауреата Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей Святослава Рихтера. которые состоялись на днях в Киеве, - яркое событие в художественной жизни столицы.

Талантливый воспитанник выдающегося советского педагога и пианиста профессора Г.Нейгауза, Святослав Рихтер воплощает лучшие черты славного российского пианизма и является прямым продолжателем традиций выдающихся российских пианистов - Антона Рубинштейна и Сергея Рахманинова. Характерные черты исполнительского творчества Рихтера - неиссякаемый оптимизм, глубина и искренность переживаний, огромная, действительно богатырская сила художественной убедительности, способность прозревать в самую суть авторского замисла и как бы разговаривать с аудиторией от имени композитора.

 

Технические ресурсы Рихтера неисчерпаемы. Его чисто пианистические приемы чрезвычайно разнообразны, причем каждый из них доведен до предела совершенства. Однако блестящий виртуоз ни на миг не заслоняет в Рихтере тонкого, требовательного и вдохновенного художника. Все его богатейшие технические средства полностью подчинены творческим целям.

В трех концертах, о которых идет речь, киевлянам пришлось услышать произведения разного характера, разных стилей: первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского, сонаты Гайдна, Вебера, Шуберта, Шопена, Листа, Равеля, Рахманинова. Однако стилистическое разнообразие программ Рихтера воспринималась как творческое проявление многогранной и исключительно цельной его художественной натуры.

 

Можно не соглашаться с отдельными местами в трактовке Рихтером фортепианного концерта Чайковского, но нельзя было не подчиниться властной силе этого вдохновенного, целенаправленного, глубоко содержательного исполнения, в котором ярко отразилась воплощенная Чайковским в этом произведении высокая патриотическая идея могущества и величия творческих сил русского народа. (Здесь хочется вспомнить и о несомненной удаче дирижера Михаила Канерштейна, который с одной репетиции добился от оркестра хорошего ансамбля с требовательным соли стом).

Масштаб дарования и мастерства Рихтера исключительно широк. Играет он классические сонаты, или «рассказывает» романтические баллады Шопена, или чертит графично-острые узоры «забытых вальсов» Листа, или передает звонкую медь полонезов - его исполнение всегда отличается предельной завершенностью. Багатство творческой индивидуальности Рихтера, его тонкий артистический вкус позволяют ему, не нарушая авторского текста, находить, почти в каждом исполняемом произведении новые черты, новые тембровые краски. И, что особенно ценно, - в этом новаторстве у Рихтера все органично, ничего надуманного, искусственного.

 

В прощальном своем выступлении 10 апреля С.Рихтер сыграл в сопровождении оркестра (дирижер народный артист УССР Н.Рахлин) первый фортепианный концерт Рахманинова. В этот вечер игра артиста произвела особенно яркое впечатление. Прекрасно была передана пианистом возвышенная лирика и напряженный драматизм первой части концерта, скорбные интонации тоски, одиночества - настроения средней части. Музыка же бурного, стремительного финала в Рихтера сверкала, пела, разливаясь весенним половодьем, будто рассказывая о солнце, о молодости, о силе, о счастье жизни.

Петр Маркович



1950

 

Л.Височинська. Концерти Святослава Ріхтера.  "Радянське мистецтво", 26/04/50.











М.Степаненко. "Поет фортепіано". "Культура і життя", 06/06/82.






Сокович. "Українська молодість Ріхтера". "Культура і життя", 1995, 22/03



К.Шамаева. "Родом из Украины". Мировая музыкальная общественность отметила 100-летие со дня рождения Святослава Рихтера. "День", 24/04/2015, Киев.

Искусство гениального музыканта, пианиста-легенды отождествлялось с ХХ веком. Он покорял многочисленные аудитории лучших концертных залов стран Европы, Азии, Америки. «Первый среди лучших,  – высказался о Рихтере педагог, выдающийся музыкант Г. Нейгауз. - Явление уникальное – счастливое сочетание силы духа с глубиной, душевной чистотой и самым высоким совершенством исполнения».

Феноменальная пианистическая техника сосуществовала с глубиной замысла и сдержанностью исполнения, не допуская малейших намеков на внешнюю эффектность и какое-либо музыкальное пустословие. Громадный репертуар пианиста охватывал всю историю фортепианного искусства. С одинаковой глубиной и убедительностью он доносил до слушателей дух произведений эпох Барокко, Классицизма, Романтизма, мастеров ХХ века. Программы пианиста содержали произведения 54 композиторов – от Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шопена, Шумана, Листа, Грига, Чайковского, Рахманинова до современных ему Бартока, Прокофьева, Шостаковича.

Щедрая многогранная одаренность позволила Святославу Рихтеру стать композитором, дирижером, художником, режиссером, литератором и посвятить свою жизнь еще многим профессиям, которые требуют душевной чистоты, силы воли, доброты и интеллекта. Рихтер сферой своей деятельности избрал фортепианное исполнительство. Оставленные пианистом многочисленные записи – общечеловеческая духовная сокровищница.

Он был нашим соотечественником. Детские и юношеские годы Святослава Рихтера связаны с Украиной. В своих воспоминаниях музыкант писал: «Я родился в 1915 году в Житомире на Бердичевской улице <...>. Она переходит в Бердичевское шоссе, ведущее к мосту через реку Тетерев <…>. 1919 год. Житомир... Я уже “собирал” архитектуру. Запоминал каждый двор, каждый пейзаж и все витражи... Однажды то ли с мамой, то ли с тетей мы осуществляли большое путешествие по Бердичевской. И шли целую вечность... Далеко был виден рог казарменной церкви – белая стена и золотой купол. Вдруг она оказалась позади… и неожиданно я увидел справа тот же Собор. Такое мгновение – ВОТ и СОБОР». А вот озвученное впечатление детства: «“Дождик” написан под воздействием Житомира, где дождь как зарядит, так и идет неделю. Вот видите, написано: играть медленно, сонно. И произведение – это скорее не сам дождь, а дождливое настроение, состояние». И еще о Житомире: «Здесь мир преисполнен феями, духами, ангелами, кругом – лес, озеро, цветы».

С пятилетнего возраста Святослав жил в Одессе. «Одесские окраины для меня в детстве – это Аркадия и, главным образом, Ланжерон: ходил босой с отцом». Переезд в Одессу содействовал художественному развитию мальчика. Черноморский порт был городом интернациональным. Здесь дружно жили рядом украинцы и греки, россияне и евреи, итальянцы, армяне, немцы, чехи. Их обычаи, темперамент, живой язык создавали особенный колорит, овеянный юмором, остроумием. С древних времен Одесса хранила славу одного из музыкальных центров страны. Безупречную репутацию у профессионалов и безграничную любовь и внимание одесситов, независимо от их социального статуса, имел оперный театр. Здесь шел огромный русский и западноевропейский репертуар. В Одессе мальчик познакомился с оперой. Прошли годы, и Святослав начал работать в оперном театре, о чем он писал в воспоминаниях: «В Одессе я был только концертмейстером в оперном театре. Театр – мое первое увлечение. Настоящее. Я написал драму и сам ее поставил в своем дворе. Было время, когда я дневал и ночевал в театре. Днем репетиция, вечером спектакль. Интересен был театр, и режиссер, и балетмейстер. Когда я приехал в Москву, пошел в Большой театр и ужасно разочаровался. Там, в Одессе, была свежая струя, а в Большом все затхлое, старое, неинтересное».

В Одессе в 15-летнем возрасте начался трудовой путь музыканта. Сначала аккомпаниатором в музыкальном кружке Одесского дома моряка, где с певцами-аматорами изучал отрывки из опер, дальше, по окончании средней школы, - концертмейстером в Одесской филармонии. В составе концертных бригад Святослав аккомпанировал певцам и инструменталистам в заводских и колхозных клубах, рабочих общежитиях, воинских частях, дворцах культуры. Именно здесь берет свое начало последующая титаническая просветительская деятельность музыканта.

В Одесском доме инженера 19 марта 1934 года Святослав Рихтер дал свой первый сольный концерт, он был посвящен Шопену и имел большой успех.

Из воспоминаний музыканта: «Я жил в Одессе до 22 лет. Это город, который я всегда вспоминаю с грустью... Одесса - очень живописный город, средиземноморский. Немножко он напоминает Неаполь. Это не настоящий русский город».

В 1937 году Рихтер оставил Одессу, поступил в Московскую консерваторию в класс Г.Г. Нейгауза. Начались годы настоящей профессиональной учебы. Дальше были первые выступления перед требовательной московской публикой, которые привлекли внимание к молодому исполнителю, победа на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в 1945 году (единственном в жизни Рихтера), гастроли по просторам тогдашнего СССР, а с 1950-х  по ближнему, затем по дальнему (с 1960-х) зарубежью. Мир познал Рихтера как глубокого мыслителя, великого музыканта, могучего титана, правдивого и щедрого на мысли и чувства, как романтика и интеллектуала, как лирика и человека несокрушимой воли.

На перепутьях концертной одиссеи Рихтера постоянными остановками становилась Украина. На протяжении 1940–1980 гг. пианист дал на родине 271 концерт. Первый приезд Святослава Рихтера-гастролера на украинскую землю состоялся 15 ноября 1944 года именно в разрушенный войной Киев. Он поразил слушателей могучим исполнением Первого фортепианного концерта Чайковского (дирижировал Н. Рахлин). Дальше было ошеломляющее исполнение «Картинок с выставки» Мусоргского, о котором одна из тогдашних слушательниц впоследствии вспоминала, как после концерта они с подругой шли по руинам Крещатика и громко смеялись, обсуждая только что услышанную «картинку» «Два еврея, богатый и бедный».

 В Киеве мастер выступал 90 раз! В Колонном зале филармонии звучали его сольные программы во всем разнообразии фортепианной литературы, вокальные вечера с Ниной Дорлиак, выступления с симфоническим оркестром, камерными ансамблями (незабываемым осталось исполнение в 1982 году альтовой Сонаты Шостаковича с Юрием Башметом). За 40-летний период гастролей в Киеве много поколений ученической и студенческой молодежи училось на концертах пианиста искусству Музыки. Хотя С. Рихтер никогда и нигде не преподавал фортепианную игру, не был профессором консерваторий и музыкальных академий, огромное количество музыкантов разного возраста и профессии считают себя его учениками. Для них мастер-классом высокого искусства становились концерты великого мастера. Об этом свидетельствовала замечательная воспитательно-просветительская акция Святослава Рихтера, когда он в апреле 1985 года, в свой последний приезд в Киев, дал бесплатный концерт для учеников, студентов и преподавателей музыкальных учебных заведений города: 3 соната и цикл Ludus tonalis П. Хиндемита. Последний музыкальный подарок киевляне получили и от Рихтера-режиссера. В 1989 году в концертном исполнении была показана опера «Поворот винта» Б. Бриттена, постановку какой Рихтер осуществил в Москве в 1983 году (к сожалению, в Киев приехать он не смог).

Часто концертные маршруты Рихтера пролегали через Львов. Здесь состоялись 33 выступления пианиста. Он останавливался в городе по дороге за границу и возвращаясь с Запада. 14 раз Святослав Теофилович выступал в Харькове. Не обошел Пианист века и большинства областных центров, отдельных небольших городов Украины. В разные годы он побывал в Черновцах, Ужгороде, Луцке, Чернигове, Тернополе, Дрогобыче, Изюме, Самборе. В 1988 году музыкант осуществил турне по Украине, которое началось во Львове, дальше маршрут пролег через Винницу, промышленную Макеевку, Кировоград, Луганск...

Единственным городом, который обходил Рихтер и ни разу не посетил после весны 1941 г., был город его юности. В Одессе в застенках НКВД в начале Второй мировой войны по доносу негодяя был расстрелян его отец, Теофил Данилович Рихтер – этнический немец, который верой, правдой и талантом долгие годы служил своей второй отчизне.

Любил и не забывал Святослав Рихтер свою малую родину. В Житомир он приезжал многократно. С благодарностью за причастность к судьбе своего выдающегося уроженца, великого музыканта ХХ века Житомир отдает ему дань уважения. Здесь проходит Конкурс юных пианистов имени Святослава Рихтера. Имя славного земляка присвоено Областной филармонии и Музыкальной школе № 2. В марте этого года в школе имени выдающегося музыканта открыта мемориальная комната-музей.+

Кира ШАМАЕВА

Рубрика: Культура

Газета: №72, (2015)