1980

  1. Святослав Рихтер. «Откровение» (Улановой). «Советская культура», 08/01/80.
  2. «Новые экспонаты». О.Павленко. «Неделя», 11/02/1980, стр. 11. 
  3. «В минуту отдыха». Фото А.Саакова. «Литературная газета», 20/02/80.
  4. Н.Еремченко. «Фотостудия». «Советская культура», 15/04/80.
  5. К. Моисеев. «Вечнозеленое древо музыки». «Правда», 29/04/80.
  6. О.Табаков. «Полифония… изтрех нот». «Литературная газета», 30/04/80.
  7. «От комитета по Ленинским и государственным премиям СССР» (Участи в конкурсе А.Золотова). «Известия», 28/05/80.
  8. «Музы принимают гостей». «Правда», 15/07/80.
  9. Н.Кислова. «Клавирные уроки Генделя». «Советская культура», 01/08/80.
  10. А.Золотов. «Созидание музыки». «Правда», 21/08/80.
  11. Б.Поюровский. «Лето без антракта». «Советская культура», 05/09/80.
  12. Александр Ведерников. «Праздники музыки». «Литературная газета», 17/09/80.
  13. «Лауреаты премии "Орфей"». «Известия», 01/10/80.
  14. К.Самойло. ««Орфей» - в награду». «Вечерняя Москва», 14/10/80. 
  15. А.Розинкин. «Орфей» - советскому дуэту. «Советская культура», 31/10/80. 
  16. "Судьба Тургеневской усадьбы". «Известия».  13/11/80.
  17. «Исполняют молодые» (фрагмент). «Правда», 24/11/80.

 1981 

  1. Н.Титова. С.Рихтер, О.Каган и Ю.Николаевский на репетиции. «Советская культура», 16/01/81.
  2. А.Вознесенский. «Береза».  «Литературная газета», 21/01/80.
  3. Т.Герасимчук. «Аншлаг без афиш». «Советская культура», 17/02/81.
  4. В.Кучко. «Япония восхищена Рихтером». «Советская культура», 31/03/81. 
  5. «Международный музыкальный». «Труд», 28/04/81.
  6. «Вручение ордена». «Правда», 29/04/81.
  7. Г.Нестеров. «Симфония дружбы». «Известия», 10/05/81.
  8. Л.Латышев. «Трубачи на крыше». «Советская культура», 12/05/81.
  9. Я.Мильштейн. «Играет Рихтер». «Советская культура», 15/05/81.
  10. «Музыка служит миру». «Советская культура», 15/05/81.
  11. Евг.Евтушенко. «Дом Тургенева». «Литературная газета», 20/05/81.
  12. В.Катаев. «Репортаж из Буживаля». «Советская культура», 12/06/81.
  13. И.Антонова. «Здравствуйте, маэстро Рихтер!» «Советская культура», 04/08/81.
  14. Я.Мильштейн. «Картины самой жизни». «Советская культура», 29/09/81.

 













"Известия", 01/10/80.

 

В польской столице завершился традиционный музыкальный фестиваль "Варшавская осень". Лауреатами премии "Орфей" стали советские мастера искусств Галина Писаренко и Святослав Рихтер.




Страны, люди, обычаи. СУДЬБА ТУРГЕНЕВСКОЙ УСАДЬБЫ

Автор: Соб. корр. "Известий".

На афишных тумбах Парижа бросаются в глаза красочные объявления: "Зал Плейель. 7 ноября в 8.30. Сонаты Бетховена в исполнении Святослава Рихтера".

Сами по себе выступления прославленного советского пианиста неизменно являются событием в культурной жизни французской столицы. А тут еще и другое... Рихтер открыл серию концертов известных исполнителей, сбор от которых пойдет на реставрацию имения "Ле Френ" ("Ясени"), где должен быть создан музей И. С. Тургенева.

Буживаль. маленький городок совсем близко от Парижа, гармонично вписался в очаровательный уголок природы. Сена делает здесь крутой поворот, на зеленом холме, спускающемся к реке, красивые виллы, разбросанные среди садов и парков.

Сейчас, конечно, не так легко представить себе, как все выглядело здесь во времена, когда еще не существовало улицы Ивана Тургенева, но был жив "буживалец" Иван Тургенев. Тут великий писатель творил, вел огромную переписку, отсюда почти ежегодно выезжал на родину. В Буживале в 1883 году он и скончался.

Когда Иван Сергеевич поселился в усадьбе "Ле Фреи" - название, которое ей дали сохранившиеся до сих пор ясени, живописный Буживаль привлекал многих композиторов, писателей, художников. Имение, занимавшее восемь с половиной гектаров, поднималось от Сены по склону горы до самой ее вершины. В старом здании жило семейство Полины Виардо, а для себя в 1875 году Тургенев построил рядом, на той же территории, трехэтажный дом.

Долгое время "Ясеня" находились в руках отставного дипломата Сабатье. Не имея средств на содержание усадьбы, он залез в долги и был вынужден продать ее с публичных торгов. Имение - от него сохранилось около пяти гектаров - приобрел муниципалитет соседнего с Буживалем города Сель-Сен-Клу.

Вместе с г-ном А. Звигильским, президентом созданной несколько лет назад "Ассоциации друзей Ивана Тургенева и Полины Виардо", я побывал в доме, где писатель провел последние годы своей жизни. На подступах к усадьбе расположилась бензозаправочная станция. Между ней и воротами выросли современные жилые здания, закрывшие вид на реку. Парк очень запущен, все заросло. Кое-где дорожки перегородили поваленные ветром деревья.

Капитально построенный, но заброшенный, дом Ивана Сергеевича нуждается в основательном ремонте. В нем сохранились старый паркет, массивные двери, камин, деревянные лестницы, лепной потолок в комнате на втором этаже, где умер Тургенев.

Первая оценка необходимых работ - миллион франков. Сейчас проблема состоит в том, чтобы найти эти средства и, не откладывая дело в долгий ящик, приступить к реставрации дома, где бывали виднейшие представители культуры обеих стран. Ведь "Ясени" - единственное место, связанное с пребыванием Ивана Сергеевича во Франции, которое пощадили время и обстоятельства.

Летом нынешнего года дом Тургенева был включен французским министерством культуры в "дополнительный реестр исторических памятников". Теперь он охраняется государством.

"Ле Френ" - конкретный материальный образ давних духовных связей между Францией и Россией. И хочется верить, что его удастся восстановить.

ПАРИЖ.


Фрагмент

 


1981 

  1. Н.Титова. С.Рихтер, О.Каган и Ю.Николаевский на репетиции. «Советская культура», 16/01/81.
  2. А.Вознесенский. «Береза».  «Литературная газета», 21/01/80.
  3. Т.Герасимчук. «Аншлаг без афиш». «Советская культура», 17/02/81.
  4. В.Кучко. «Япония восхищена Рихтером». «Советская культура», 31/03/81. 
  5. «Международный музыкальный». «Труд», 28/04/81.
  6. «Вручение ордена». «Правда», 29/04/81.
  7. Г.Нестеров. «Симфония дружбы». «Известия», 10/05/81.
  8. Л.Латышев. «Трубачи на крыше». «Советская культура», 12/05/81.
  9. Я.Мильштейн. «Играет Рихтер». «Советская культура», 15/05/81.
  10. «Музыка служит миру». «Советская культура», 15/05/81.
  11. Евг.Евтушенко. «Дом Тургенева». «Литературная газета», 20/05/81.
  12. В.Катаев. «Репортаж из Буживаля». «Советская культура», 12/06/81.
  13. И.Антонова. «Здравствуйте, маэстро Рихтер!» «Советская культура», 04/08/81.




  1. 09/05/81 – Москва. БЗК. Международный музыкальный фестиваль в СССР. Предвечерний концерт.

 

PROKOFIEV

Piano Piece – Legende, Op.12/6

 

Vision Fugitive, Op.22/3 – Allegretto

Vision Fugitive, Op.22/4 – Animato

Vision Fugitive, Op.22/5 – Molto giocoso

Vision Fugitive, Op.22/6 – Con eleganza

Vision Fugitive, Op.22/8 – Commodo

Vision Fugitive, Op.22/9 – Allegretto tranquillo

Vision Fugitive, Op.22/11 – Con vivacita

Vision Fugitive, Op.22/14 – Feroce

Vision Fugitive, Op.22/15 – Inquieto

Vision Fugitive, Op.22/18 – Con una dolce lentezza

 

Piano Piece – Danza, Op.32/1

Piano Piece – Waltz, Op.32/4

Piano Piece – Pensees, Op.62/3

Piano Piece – Sonatine pastorale, Op.59/3

Piano Piece – Paysage, Op.59/2

Piano Piece – Rondo in b, Op.52/2

––––––––

PROKOFIEV

Piano Sonata No.6 in A, Op.82

 

[Piano Piece – Gavotte, Op.95/2

Piano Piece – Waltz of Cinderella and the Prince, Op.102/1

Piano Piece – Suggestion diabolique, Op.4/4

 

 

Vision Fugitive, Op.22/20 – Lente irrealmente]









 

И.Антонова.

«Советская культура», 04/08/1981

 

«Здравствуйте, маэстро Рихтер!»

 

СЛОВА, вынесенные в заголовок, перефразируют название знаменитой картины Гюстава Курбе. Широко ша­гающего по холмистой местно­сти на фоне высокого неба ху­дожника почтительно привет­ствуют люди. Эту картину я припомнила недавно в Туре- ни, где мне посчастливилось побывать на традиционных музыкальных празднествах.

Создателем и душой этих всемирно известных фестива­лей выступает вот уже в течение восемнадцати лет за­мечательный советский пианист Святослав Рихтер. В Туре, главном городе Турени, и в его окрестностях Рихте­ра, по-моему, знают все. Как с добрым знакомым, с ним здороваются на улицах, его появление в театре или на концертах встречают апло­дисментами, в витринах ма­газинов выставлены записан­ные им пластинки. Святослав Рихтер — одна из главных знаменитостей Турени. А Турень — это край очарова­тельный, расположенный в долине медленно текущей светозарной Луары и славя­щийся своими галло-римски­ми развалинами, величест­венными средневековыми и ренессансными замками-двор­цами, чудесными парками. Это цветущая и приветливая земля, которую великий туренец Рабле назвал «садом Франции».

 

Слава Турени — великие деятели французской куль­туры, которые жили и рабо­тали здесь: художники-порт­ретисты — Жан Фуке и Франсуа Клуэ, грандиозный Франсуа Рабле, «принц поэ­тов» Пьер де Ронсар. В Турени, в замке Кло-Люсе, провел последние скорбные годы своей жизни Леонардо да Винчи. Сам город Тур — родина Бальзака. В своем ро­мане «Лилия в долине» он писал: «Не спрашивайте ме­ня, почему я люблю Турень.

Я люблю ее не так, как любят свою колыбель, и не так, как любят оазис в пустыне. Я люблю ее, как художник любит искусство.

Художественная жизнь здесь чрезвычайно активна сегодня. Одним из ее самых высоких проявлений стали ежегодные летние музыкальные празднества.

 

Это Святослав Рихтер по­дарил туренцам счастливую мысль превратить в концерт­ный зал огромный амбар для зерна, так называемую «Гранж де Меле» — удиви­тельное по красоте сооружение плотницкого искусства, воздвигнутое в самом нача­ле XIII века и входившее в ансамбль монастыря аббатст­ва Мармутье. Высокие, про­сторно стоящие деревянные столбы делят пространство здания, как в соборе, на пять нефов, низкие каменные сте­ны перекрыты выполненными из каштанового дерева конструкциями, образующими своды. Вмещающая около полутора тысяч слушателей. «Гранж» обладает великолепной акустикой.

 

Самое замечательное в «Гранж» — это ее строгая, возвышенная, величественная в своей простоте атмосфера. Внутри здания она создается потемневшим старым деревом, земляным полом, простыми стульями, об­наженными стропилами. Снаружи — это окружающая «Гранж» природа. Перед на­чалом концертов и в антрактах слушатели собираются на лужайке, у небольшого прудика, в котором отра­жаются густые деревья и фасад здания, увенчанный острым стрельчатым фронтоном. Огромное, постепенно темнеющее во время концерта небо как куполом накрывает «Гранж», стоящую среди расстилающихся вокруг полей. Удивительно слушается в этой сельской постройке высокая музька. Сам Рихтер считает возникновение туренских фестивалей случайностью. Наверное, оно так и было, когда в 1964 году он впервые исполнил в «Гранж» Прокофьева, Скрябина и Равеля. Но не случайность, что в следующие годы средневековый амбар стал одним и из признанных центров европейской музыкальной жизни. Высочайший исполнительский уровень фестиваля, его всегда оригинальные, содержательные программы — за всем этим стоят безупречный художественный вкус и огромный авторитет Святослава Рихтера, объединяющего ежегодно вокруг своего имени крупнейших музыкантов мира.

 

В разные годы в туренских празднествах принимали участие такие прославленные пианисты, как Артуро Бенедетти Микеланджели, Маурицио Поллини, певцы Элизабет Шварцкопф, Фишер- Дискау, Питер Пирс, Джесси Норман, Грейс Бамбри, Петер Шрайер, Виктория Лос Анджелес. Здесь давали концерты Джульярдский квартет и ансамбль «Виртуозы Рима», а во главе оркестров стояли Лорин Мазель,  Пьер Булез. Впервые во Франции в «Гранж» исполнялись знаменитые оперы Бенджамена Бриттена.

На фестивале часто звучала русская музыка — произведения Глинки и Бородина, Мусоргского и Чайковского, Скрябина и Мясковского, Шостаковича и Прокофьева. С большим успехом выступали здесь советские исполнители – Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Олег Каган, Галина Писаренко, Наталья Гутман, Станислав Нейгауз, Андрей Гаврилов, квартет имени Бородина. В Турени Рихтер впервые играл вместе с Давидом Ойстрахом.

 

Примечательно и то, что туренские празднества, про­ходящие под патронажем ми­нистра культуры Франции, вовлекли в свою организацию не только муниципалитет, но и многих представителей местной интеллигенции, ув­леченно, мы бы сказали, «на общественных началах», по­могающих их устройству. Это в первую очередь главный архитектор Тура П.Вуаль, издатель Р.Ван де Вельде, профессор медицины из Па­рижа доктор Р.Марто и мно­гие другие. На туренские концерты приезжают слуша­тели со всей Франции и меломаны из других стран.

 

Туренские музыкальные празднества нынешнего года открылись сольным концер­том Святослава Рихтера — концертом, который, по обще­му мнению, стал их кульми­нацией. Я понимаю, что, не будучи музыкантом-профессионалом, не имею права на профессиональное рецензи­рование, но все же решаюсь поделиться с читателем сво­ими впечатлениями, так как уверена, что оказалась свиде­телем крупнейшего события музыкального сезона.

 

РИХТЕР играл Сонату до мажор Вебера и трансцен­дентные этюды Листа (восемь из двенадцати). Эта необыч­ная программа захватила слушателей остротой внут­ренней драматургии. Избран­ная пианистом последова­тельность исполнения, сам выбор этюдов и порядок, в котором они звучали в кон­церте, позволили ему осу­ществить удивительный в своем совершенстве поэтиче­ский замысел. Художествен­ный мир Листа предстал во всей своей грандиозности, ис­полненный безграничного во­ображения и поэзии, захва­тывающих эмоций, мир воз­вышенный и величественный. Музыкант почти с полемиче­ской страстностью выделил в нем линию, как мне думает­ся, в этом концерте для него главную, — пять этюдов ге­роико-драматического звуча­ния. В них отразилось необъ­ятно широкое и мощное по­нимание героического во всей его сложности и трагической противоречивости. Это были романтическая одушевленность и демоническая ирония (Этюд № 2), ослепи­тельная красота сильных и мужественных характеров («Героика», Этюд №7), яростный и беспощадный мир смертельных схваток («Дикая охота», Этюд №10). Было в этом необыкновенном по мужественной силе и душевной отваге исполнении героических этюдов, хорошо знакомом советским слушателям, что-то от того эмоционального состояния духа, которое ительянцы времен Микаланджело называли словом «террибилита» - грозное величие.

 

       В контрасте  к этим пьесам прозвучали в концерте все другие произведения. Сыгранная в первом отделении изящная и темпераментная Соната Вебера с ее беззаботной  блестящей виртуозностью, очаровательная и прелестная, подчеркнула высокий накал чувств в этюдах Листа. Одухотворенный лиризм «Пейзажа» (Этюд №3) был воспринят особенно пронзительно после только что прозвучавшего романтически возвышенного Этюда №2. Несравненно были исполнены его знаменитые «Блуждающие огни» (Этюд №5), открывшие слушателям мир поистине «трансцендентный» - странный и загадочный, подобно миру монолога Нины из чеховской «Чайки». И, наконец, еще один листовский этюд, оттенивший с особенной силой листовскую героику, - «Вечерние гармонии» (Этюд №11), напоминавший по настроению известную картину Франсуа Милле – «Анжелюс». Зал замер, прислушиваясь к звукам далеких колоколов, погружаясь в поэзию сумерек и нежный грез.

      

Известно, что трансцендентные этюды Листа относятся к числу сверхсложных пьес, доступных немногим пианистам. И Рихтер потряс публику мощью и безупречным совершенством своей игры, головокружительными темпами, энергией и динамизмом. Однако эта лежащая, кажется, «за гранью» возможного сверхвиртуозность существовала в концерте не сама по себе. Она стала образным началом, олицетворяя собой энергию творческого процесса, душевный напор, придавая дополнительные краски исполнению.

 

         Огромное впечатление произвела в концерте звуковая «палитра» Рихтера. С какой необыкновенной чувственной, поистине рубенсовской силой были «вылеплены» образы «Дикой охоты», какое это было роскошное пиршество пастозных красок, смело брошенных на полотно! И, напротив, какие чудеса валерной живописи, построенной на оттенках тона, являли собой «Блуждающие огни»!..

 

Программа туренского фе­стиваля нынешнего года в основном была посвящена ка­мерной вокальной музыке — песне и романсу. Этот обая­тельный, интимный, лириче­ский жанр, тесно связанный с миром человека, его жизнью и переживаниями, был представлен произведениями крупнейших его созда­телей — Шуберта, Шумана, Брамса, Листа, Малера, Ри­харда Штрауса. С их испол­нением выступили всемирно известные певцы. С огром­ным успехом прошли концер­ты хорошо известного в на­шей стране шведского тенора Николая Гедды, включивше­го в свою программу песни, романсы, серенады, баркароллы оперных композито­ров — Беллини, Доницетти, Гуно, Бизе, Вагнера, Росси­ни, Верди. Одно из самых сильных впечатлений фести­валя — концерт меццо-сопра­но Кристы Людвиг, выступающей в самых знамени­тых оперных театрах мира, на фестивалях в Байрейте и Зальцбурге. Особенно уда­лись исполнительнице «Девушка и смерть» Шуберта, песни Малера и Рихарда Штрауса. С замечательным артистизмом были исполне­ны ею песни Листа, в том числе баллада «Три цыгана», не только спетая, но и сыг­ранная Кристой Людвиг с незабываемой экспрессией. На-фестивале были представ­лены крупные вокальные циклы Шумана. Их включи­ли в свой репертуар швед­ская певица Биргит Финнила («Круг песен» и «Любовь и жизнь женщины») и финский певец Том Краузе, исполнив­ший «Любовь поэта». В кон­церте Краузе прозвучали также редко исполняемые ро­мансы Сибелиуса. Состоя­лись выступления двух известных американских пе­виц — Барбары Гендрикс и Кети Бербериан. В их про­граммах исполнялись духов­ные песни американских нег­ров — спиричуэле, песни Кур­та Вейля, Стравинского, битлзов. Подлинным увенчанием фестиваля, «его короной», по словам Рихтера, стало вы­ступление нашего прослав­ленного певца Евгения Несте­ренко. Он познакомил фран­цузских слушателей с музыкой Шостаковича на слова сонетов Микеланджело и гениальным вокальным циклом Мусоргского «Песни и пляски смерти», исполненным в характерной для Нестеренко щедрой открытой манере, с изумительной силой и глубиной выражения...

 

Т

УРЕНСКИЕ музыкальные празднества примеча­тельны также реализаци­ей и многих других ху­дожественных идей, обя­занных своей широтой твор­ческому воображению Святослава Рихтера. В этом году по инициативе Рихтера в Музее изобразительных искусств города Тура была открыта выставка оригиналь­ных рисунков Матисса и его известной серии декупажей «Джаз», предоставленных Центром имени Жоржа Помпиду в Париже и частными коллекционерами, в том чис­ле большим другом нашей страны секретарем Матисса Лидией Делекторской, подарившей советским музеям многочисленные произведения великого художника.

 

      В программу фестиваля был включен также курс за­нятий по интерпретации во­кальной музыки одной из величайших певиц мира Элизабет Шварцкопф. Объясняя законы сценического поведе ния певца, Шварцкопф обратила внимание своих учени­ков на важность изучения н наследия Станиславского.

 

      Посещая концерты и выставки туренского фестиваля, е я невольно возвращалась мыслями к экспонирующейся в эти дни в Москве выставке «Москва — Париж», убедительно и ярко демонстри рующей значение культурных контактов между народами. Эти столь важные для нашего сложного и трудного времени связи создаются усилиями как деятелей большой политики, так и энергией всех людей доброй воли, в том числе и творческими инициативами писателей, композиторов, музыкантов, артистов, музейных работников. С гордостью читала я в программе фестиваля строки, посвященные советскому музыканту Святославу Рихтеру: «Мы никогда не сумеем достаточно вьразить ему нашу признательность и нашу дружбу за то, что он дал нам возможность организовать в этом месте концерты высочайшего уровня. Его все озаряющее присутствие притягнвает артистов и меломанов, которые хорошо знают, что там, где находится Рихтер, они найдут качество, чистоту стиля и вдохновение».

           

Ирина АНТОНОВА,

директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.

ТУР - МОСКВА.