Акварели Рихтера.

50-е годы:

01) Ниночка с Митькой. 02) Несут аэростат. 03) Луна. Китай.

04) Павшино. 05) Вьюга. 06) Ночь и крыши. 

07) Москва. 08) Сумерки в скатертном. 09) Голубой Дунай. 

10) Траур. 11) На юге Армении. 12) Старая дача. 13) Улица в Пекине. 

14) Ереван. 15) Няня. 16). Белье сохнет. 17). Во сне на извозчике.

18) Весенняя непогода. 19) У костела. 

20) 1956_двор с висящим бельем. 21) Город ночью (1956)

22) сценки на городской улице (1956). 23) 1956 городской перекресток

 

Новые (50-е годы):

24) Вид с железнодорожного моста.

25) Из окна Анны Ивановны на Скатертном.

26) На траве. 27) Парикмахерская. 50-е.

28) Без названия. 50-е.

 

Акварели Рихтера.

60-е годы:

28) К международному конкурсу имени П.И.Чайковского. 1962.

29) 1965_шлагбаум Китай

30) Церковь в Перерве. 

Новые:

31) Иван Великий – (вид из окна).

32) Рихтер - Белая река. Начало 60-х.

 


http://artprivatecollections.ru/collection/s_t_richter/

 

Коллекция Святослава Теофиловича Рихтера

Святослав Рихтер много лет был связан с Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Первый его концерт в Музее состоялся в 1949 году. Он часто приходил сюда как зритель. А в 1981 году родилась идея организовать в ГМИИ «Декабрьские вечера» — фестиваль, который объединял бы музыку и изобразительные искусства.

Для Святослава Рихтера музыка и пластические искусства были органично соединены. Почти все, кто его знал, вспоминают о тех точных, всегда поражающих своей неожиданностью зрительных образах, которые рождали у него музыкальные произведения. Вера Горностаева, бывшая, как и Рихтер, ученицей знаменитого пианиста Генриха Нейгауза, вспоминает: «Рихтеровский универсализм. Это шло не от Нейгауза. Нейгауз был чрезвычайно чуток к слову... Мир Рихтера — живопись, театр».

Рихтер был энергичным и увлеченным человеком. Всю жизнь он с энтузиазмом и фантазией организовывал домашние праздники, вечера на стыке искусств — театра, музыки, живописи, — которые остались в памяти его друзей. «Он исполнитель, он организатор фестивалей, он первый замечает и поддерживает талантливых молодых музыкантов и художников, он знаток литературы, театра и кино, он коллекционер и посетитель вернисажей, он сам художник, он режиссер. Его темперамент сметает все препятствия, когда он одержим какой-нибудь идеей ...», — писал Альфред Шнитке.

Участие Рихтера в жизни ГМИИ не ограничилось только организацией музыкальных «Декабрьских вечеров» и непосредственным участием в концертах. Еще один подарок музыканта Музею — его собрание живописи и графики, разместившееся в одном из залов Отдела личных коллекций. Это собрание не является в полном смысле слова коллекцией, поскольку в основном состоит из даров его друзей художников. Некоторые произведения он покупал, чтобы поддержать их. Собрание Святослава Рихтера насчитывает более 180 произведений живописи и графики, в основном XX века. Ценность этой коллекции еще и в том, что она дает возможность ощутить ту художественную среду, в которой формировалось искусство пианиста.

Работы Р.Р. Фалька относятся к лучшим вещам в собрании. «С 1942 года я бывал в доме Фалька, — вспоминал Святослав Рихтер. — Помню его советы, спокойно-мудрые — никуда не спешить, откладывать все впрок. Его советы были для всего — и для музыки тоже. Я сохранил к нему глубокую дружбу, преданность к художнику, который остался верен себе, был всецело в искусстве и победил время, пространство... Поэтому его живопись всегда живая, всегда в движении. Чем больше вы смотрите на его вещи, тем больше находите в них богатства».

Среди шести живописных работ две — На даче (1911) и Витебск (1921–1922), — можно отнести к лучшим произведениям художника. Кроме этого, в собрание вошли два замечательных и очень разных графических женских портрета 20-х годов — Нарышкиной и Раисы Идельсон, второй жены и модели Фалька. Портрет Нарышкиной (1920-е) - небольшой набросок с изображением женщины, с которой Фальк случайно познакомился в Париже, отражает соединение глубокого драматизма и чувства собственного достоинства. Портрет Раисы Вениаминовны Идельсон (1920-е) - набросок, относящийся к 1922–1923 годам, как писал Рихтер, как бы пропитан остротой того времени. Несколько плавных и мягких линий, тающие контуры создают ощущение необыкновенной женственности и утонченности этого образа.

В собрание Святослава Теофиловича входит живопись и графика А.И. Трояновской, близкого Рихтеру человека. Это несколько ее пейзажей, а также графические портреты: Ляля Скрябина (дочь композитора), Святослав Рихтер — отрок, Тата Вишневская (дочь знаменитого МХАТовского актера А.Л. Вишневского). К Анне Ивановне Рихтер приходил заниматься музыкой на ее инструменте. В ее же доме он начинал писать пастелью. «Одаренная натура, художница — ученица Серова, Пастернака, Матисса, страстная поклонница Эль Греко, певица-любительница...», — так писал о ней музыкант.

В экспозиции представлены пейзажи, натюрморты и портреты работы В.И. Шухаева (1887–1974), с которым Рихтер встречался, приезжая в Тбилиси в 40-е годы. Шухаев — живописец, художник театра, человек с очень непростой судьбой. Его ранние работы, многие из которых были выполнены в соавторстве с А. Е. Яковлевым, редкие для русского искусства образцы неоклассицизма. С 1917 года Шухаев был членом общества Мир искусства. С 1920 по 1935 год художник жил за границей. Вернувшись в СССР в 1935 году, был арестован. После ссылки в 1947 году его пригласили в качестве театрального художника в один из тбилисских театров. В этот же период Шухаев преподавал на кафедре рисунка Тбилисской Академии художеств. Тогда же Рихтер, будучи в Тбилиси, и познакомился с художником.

Среди графических работ Шухаева — Портрет певицы Надежды Харадзе (1949). «Надежда Харадзе — известная оперная певица, талантливая актриса, одна из признанных красавиц Тбилиси. Портрет — пример послевоенной элегантности грузинской столицы», — вспоминает Рихтер. К самым выразительным произведениям Шухаева из собрания Рихтера относится Портрет пианистки Валентины Константиновны Куфтиной (1952). «В портрете, в котором Шухаев не польстил Валентине Константиновне, — писал Рихтер, — выражена зато ее страстная требовательность к себе, к другим и к миру. Полная цельность».

В собрании Святослава Теофиловича — полотна двух грузинских художниц — Е.Д. Ахвледиани и К.К. Магалашвили, дома которых в Тбилиси были всегда открыты для Рихтера. Творчество Ахвледиани представлено пейзажами Тбилиси, передающими колорит старого города. Из работ Магалашвили в коллекцию вошли несколько портретов — в частности, Генриха Нейгауза (1952), выдающегося советского пианиста, учителя Рихтера. Дополняют грузинскую тематику превосходные графические работы В.Д. Гудиашвили, театрального художника и портретиста, автора знаменитого живописного цикла Жизнь кинто, посвященного старому Тифлису.

Три акварельные работы А.В. Фонвизина, 50–60‑х годов, две из которых — Портреты Имаст (оба 1960-х), неизвестной корреспондентки Рихтера, которые она передала в подарок музыканту.

Натюрморты и пейзажи Д.М. Краснопевцева — друга Рихтера, одного из его любимых художников. «Дмитрий Краснопевцев, на мой взгляд, является одним из талантливейших московских художников. Его мир — мир натюрморта, выражен в серьезном каноне и отличается особой, яркой индивидуальностью». Святослав Рихтер всячески старался поддержать художника. Дважды, в 1962 и 1975 годах, он устраивал у себя дома его выставки. Теперь работы художника из собрания Рихтера предваряют вход в зал «Мастерская Дмитрия Краснопевцева» в Отделе личных коллекций.

В собрании Рихтера есть отдельные крупные произведения известных русских художников. Среди них — графический пейзаж Н.С. Гончаровой Полотняный завод (около 1905); Портрет пианистов Веригиных (1918)П.П.Кончаловского,относящийся к лучшим работам художника (находится в музее-квартире Рихтера); Армения М.С. Сарьяна; пейзаж Коктебель (1928) М.А. Волошина. В собрании Рихтера — пейзаж А.Г. Габричевского, выдающегося искусствоведа и художника-любителя, человека, к которому с любовью и почтением относился Рихтер — Крым. Коктебель (1925), а также ироничные, выполненные в лубочном стиле, работы его жены, Натальи Северцевой-Габричевской.

В собрание Рихтера входят произведения западных художников. Среди них рисунок — Портрет Святослава Рихтера (1965), подаренный музыканту Оскаром Кокошкой, знаменитым австрийским художником-экспрессионистом, известным мастером «психологических» портретов 1909–1914 годов. Рихтер вспоминал: «В Люцерне Кокошка приходил в Гранд Отель меня рисовать. Я бился в поте лица над фугой из сонаты Хаммерклавир опус 106 Бетховена. Было жарко и трудно. Кокошка, этот роскошный, дикий человек сделал приблизительно десять набросков. Он их делал быстро, размашисто. Часто вынимал из кармана фляжку с виски, прикладывался к ней и заставлял меня пить из нее же. Личность единственная в своем роде: со своим шармом, размахом и талантливостью. Из десяти эскизов я выбрал, считаю, самый интересный, хотя окружающие очень протестовали, предпочитая другие наброски. В этом же чувствуется момент осиливания труднейшего из произведений, написанных для фортепьяно».

В западном разделе собрания — литография Пабло Пикассо Жолио-Кюри (1959), подаренная Рихтеру автором. «Я один раз был в доме Пикассо в Мужене. Никогда не забуду этого человека с раскаленными, как уголь, глазами; ему было за восемьдесят, а был он моложе нас всех. ...От этого посещения у меня остался портрет Фредерика Жолио-Кюри, рисунок гениально точного пера недрогнувшей руки».

В собрание включена также Композиция (1932) Ханса Арпа; Зеркало — произведение «открытого» Рихтером для российских зрителей, немецкого художника Бруно Голлера, чья выставка при содействии Святослава Теофиловича состоялась в Музее; Композиция (1970) американского художника Александра Колдера.

Значительную часть собрания составляют пастели самого Святослава Рихтера, выполненные в 50–70-е годы — более 50 работ. Несомненно, Рихтер имел художественное дарование. Присущее ему чувство цвета и умение точно передать в рисунках движение отмечали многие художники, в том числе Фальк и Трояновская. Сам он считал, что, вероятно, мог бы реализоваться как художник, однако стоило больших трудов уговорить его показать зрителям свои работы. Трояновская писала, что в юности для него вставал «вопрос о том, к чему он более способен, к музыке или к рисованию». В 40-е годы Рихтер занимался у Фалька («Фальк имел доброту направлять меня в моем желании рисовать»). Работал он в технике пастели, создавая свои рисунки по памяти, с точностью воспроизводя детали увиденного. Среди его пастелей — Несут аэростат (1950-е), Луна. Китай (1950-е), Ниночка с Митькой на Ржевском (1950-е), Сумерки в Скатертном (1950-е), На юге Армении (1950-е).

Рихтер говорил: «Теперь у меня в Москве есть второй дом и свой месяц — декабрь... Теперь я спокоен — у моих картин есть надежное место». Хочется надеяться, что и рихтеровский дух сохранен в его зале в Отделе личных коллекций.

Произведения из коллекции великого музыканта можно увидеть не только в его зале в Отделе личных коллекций, но и в его квартире на Бронной, где жил Святослав Теофилович, и где сохранена обстановка и атмосфера его жизни. Теперь это Мемориальная квартира Святослава Рихтера при ГМИИ им. А.С. Пушкина. Здесь проходят экскурсии, звучит музыка, устраиваются небольшие выставки из его собрания.

Рихтер Святослав Теофилович (1915–1997) «Грузовик». 1940-е.

Бумага, пастель, 23,8×33,8 см.

На обороте монтировки надпись: «С. Рихтер / <...> / Грузовик».

 

Работа создана Святославом Рихтером под влиянием творчества Роберта Фалька, с которым он был в дружеских отношениях. «Если бы он не был великим пианистом, то был бы прекрасным художником», — отмечал Роберт Фальк.