2012 

  1. И.Викторова. «Накануне юбилея». «Саратовские вести», 18/01/2112
  2. А.Безнощенко. «Земляк яшлатинцев – академик музыки». «Известия Калмыкии», 28/01/2012
  3. Фотография Рихтера в Петропавловске-Казахском. tengrinews.kz, 11/02/2012.
  4. Ю.Коваленко. «Летописец русской эмиграции» (художник Николай Дронников). «Культура», 24/02/2012.
  5. Е.Кривицкая. «У женского интереса бывает две причины…». «Культура», 27/04/2012.
  6. Р.В.Долгилевич. «Прямые связи СССР с Западным Берлином в 1963-1964 гг.» (фрагмент). «Вопросы истории», 2112, №4.
  7. Е.Кривицкая. Зубин Мета: «Музыке надо учить каждого ребенка». «Культура», 25/05/2012.
  8. Вера Прохорова. «Четыре друга на фоне столетия». «Литературная газета», 06/06/2012.
  9. З.Виноградова. «Один концерт в Тарусе». «Весть», 27/07/2012.
  10. Т.Эсаулова. «В Вербье – всегда редко исполняемая музыка». «Литературная газета», 01/08/2012.
  11. Ю.Юдин. «Мюллер и нахтигаль». «Кузбасс», 04/08/2012.
  12. Э.Русаков. «Человек, влюбленный в искусство» (фрагмент). «Красноярский рабочий», 13/09/2012.
  13. А.Панов. «Человек рисующий». «Культура», 19/10/2012.
  14. Вера Прохорова. «Четыре друга на фоне столетия». «Литературная газета», 12/12/2012.

 

 2013 

  1. С.Тирская. «Услышать каждую ноту». «Алтайская правда», 28/03/2013.
  2. С.Егоров. Алла Демидова: «Я никогда не сопротивляюсь судьбе». «Красноярский рабочий», 30/05/2013.
  3. Александр Дольский: «Стихи – живут, а потому изменяются». «Мурманский вестник», 15/06/2013.
  4. О.Завьялова. «В Пушкинском представили собрание Бриттена». «Известия», 17/10/2013.
  5. А.Панов. «Личное дело Михаила барышникова». «Культура», 25/10/2013.
  6. М.Федотова. От первого лица. Юрий Башмет: «Гениев воспитываю фанаты». «Нижегородские новости», 12/11/2013.

 

2014 

  1. А.Вардугина. Дмитрий Иванов: «Время культуры пришло». «Удмуртская правда», 15/01/2014.
  2. Richter plays Tchaikovsky, Rachmaniniv. Мнлодия. «Культура», 17/01/2014.
  3. В.Иванова. «Олимпийский мастер-класс». «Известия», 14/02/2014.
  4. В.Шелякина. «Хризантемы для Казарновской». «Рязанские ведомости», 20/06/2014.
  5. В.Чайковская. «Про идиллический покой и натиск искусства». «НГ. Ex libris», 26/06/2014.
  6. Richter plays Schubert. Мелодия. «Культура», 18/07/2014.
  7. Е.Петренко. «Достопамятные страницы. »«Тверская жизнь», 22/07/2014.
  8. Ю.Болтаевская. «Человек, останавливающий мгновения». «Забайкальский рабочий», 09/09/2014.
  9. Фонотека «Культуры». Schumann, Schubert, Chopin. Мелодия. «Культура», 19/09/2014.
  10. Фонотека «Культуры». Jogann Sebastian Bach. Мелодия. «Культура», 12/12/2014.

 

«Саратовские вести», 18/01/2112

НАКАНУНЕ ЮБИЛЕЯ

Автор: Ирина Викторова

Фрагмент

Пресс-конференция с художественным руководителем Саратовской филармонии им. А. Шнитке Анатолием Катцем проходила незадолго до открытия XI Всероссийского фестиваля им. Генриха Нейгауза.

 

Он начнет работу 12 февраля и будет посвящен 75-летию Саратовской филармонии. На встрече с прессой Анатолий Иосифович напомнил историю фестиваля. Впервые он состоялся в 1993 году по инициативе ученика самого Нейгауза, профессора Саратовской консерватории имени Л. Собинова, народного артиста России Альберта Тараканова. Идея фестиваля была поддержана и Святославом Рихтером, приславшим поздравительное письмо, ставшим его почётным президентом.


«Известия Калмыкии», 28/01/2012

ЗЕМЛЯК ЯШАЛТИНЦЕВ - АКАДЕМИК МУЗЫКИ

Автор: Анатолий Безнощенко

Марина Мозговенко - москвичка, преподаватель музыкальной школы им. Александрова. Потомственный музыкант, она окончила музыкальную школу и консерваторию. С Калмыкией ее связывают родственные корни.

Марина пишет книгу об истории своей семьи и в конце прошлого года побывала в с. Соленое Яшалтинского района, где 13 февраля 1924 года родился ее отец Иван Пантелеевич. В 1929 году семью Мозговенко репрессировали и выслали на Урал. Детство Ивана прошло в г. Нижний Тагил. В 1939 году юноша поступил в Свердловское музыкальное училище, а в 1943-м ушел на фронт. Воевал Иван Мозговенко в составе Уральского добровольческого танкового корпуса, участвовал в боях за Берлин. Имеет боевые награды - ордена Отечественной войны и Красной Звезды, медаль "За боевые заслуги". После войны Иван Пантелеевич окончил институт им. Гнесиных в классе профессора А. Штарка. В 1951 году молодой музыкант получил первую премию на международном конкурсе в Берлине, работал в квартете им. Бородина. С этим коллективом на фирме "Мелодия" записал произведения Моцарта, Брамса, Прокофьева. Выступал также с другими оркестрами и известными исполнителями, в том числе со Святославом Рихтером и Мстиславом Ростроповичем. С квинтетом кларнетистов выступал в Ватикане. Сам папа Иоанн Павел II вручил Ивану Мозговенко освященный крест. Став преподавателем в родной альма-матер, Иван Мозговенко получил звание профессора, а затем - академика. Обучает студентов на кафедре духовых и ударных инструментов. Из его класса вышли два народных артиста России, 11 заслуженных артистов различных республик, по семь профессоров и доцентов, более 30 лауреатов конкурсов самого высокого уровня, в том числе "Пражская весна" и "Концертино Прага". Профессор Мозговенко является членом экспертного совета "Новые имена", а также председателем жюри многих конкурсов. За заслуги в области музыкальной культуры и успешную педагогическую деятельность ему присвоено звание народного артиста РФ и присужден орден "За заслуги перед Отечеством" 4-й степени.

Вот такой есть земляк у яшал-тинцев - очень известный в музыкальном мире человек. Немало заслуг и у его жены, матери Марины Мозговенко. К сожалению, год назад Ирина Петровна ушла из жизни. Дочь всемирно известного живописца, действительного члена Академии художеств СССР, лауреата Государственной премии СССР, заслуженного деятеля искусств РСФСР Петра Котова, Ирина Петровна, с отличием окончив Московскую консерваторию имени П. Чайковского по классу скрипки у Давида Ойстраха, долгие годы работала в оркестре Большого театра.

В этой музыкальной семье обе дочери пошли по стопам родителей. Марина стала пианисткой, а Светлана - альтисткой. Профессию музыкантов выбрали и внуки. Недавно у Ивана Пантелеевича родилась правнучка Владислава.

На малой родине отца Марине Мозговенко очень понравилось. Хотя и нет в живых тех, кто лично знал ее дедушку с бабушкой, но есть родственники, которые помнят семью Мозговенко. Их воспоминания обязательно войдут в ее книгу.


https://tengrinews.kz/picture_art/kazahstanskiy-fotograf-vyistavil-petropavlovske-redkie-207995/

 

Казахстанский фотограф выставил в Петропавловске редкие снимки Зыкиной и Рихтера 11 февраля 2012, 10:2899 1 Людмила Зыкина В Петропавловске открылась фотовыставка Александра Короткова, в личном архиве которого насчитывается 35 тысяч фотографий, передает корреспондент Tengrinews.kz

 

...Хотя, у одного человека все-таки охрана была, у Святослава Рихтера. Вот за кем мы действительно бегали, сначала полдня ждали в поле, на жаре, а потом догоняли. Вот у него и охрана была, и две юные красавицы в атомобиле, для нас это тогда было в диковину" , - рассказал Коротков.

--------------------

Бауржан+8 2012-03-04 09:17:21 Мы тоже принимали Рихтера в Кызылорде, но никаких " юных красавиц" при нем не было это точно. Была женщина-врач, довольно преклонного возраста и ее помощница, тоже далеко не юная. Святослав Теофилович в ту знаменитую поездку был уже в очень преклонном возрасте,и проехать путь от Москвы до Владивостока без сопровождения врачей было нереально. Они хорошо знали свое дело, мы сами убедились в этом. А "охранник"- это был человек, выполнявший роль администратора, в свое время был директором "Песняров".Он был и водителем "Ниссан Патрол" на котором и был совершен этот беспрецедентый концертный тур великого музыканта.



«Вопросы истории», 2112, №4

Автор: Р. В. Долгилевич

ПРЯМЫЕ СВЯЗИ СССР С ЗАПАДНЫМ БЕРЛИНОМ В 1963-1964 ГГ.

Фрагмент:

Первый фактор наглядно проявился в так называемом "деле Рихтера". Западноберлинское концертное бюро заключило контракт на проведение 11 июля 1964 г. гастрольного концерта пианиста СТ. Рихтера. Однако в начале июля печать сообщила, что западноберлинский сенатор по вопросам науки и искусства Штейн питает "сомнения политического характера" по поводу намеченного концерта. Сенатор изложил свои доводы в письме, направленном дирекции западноберлинского концертного бюро53. В итоге концерт Рихтера, как и выступления солистов Ленинградского балета, были запрещены под предлогом отсутствия подходящих помещений54.

---------------------------

 

54. АВП РФ, ф. 742, оп. 9, д. 32, п. 32, л. 60.



«Весть», 27/07/2012

 

ОДИН КОНЦЕРТ В ТАРУСЕ

Автор: Зоя Виноградова

На Рихтеровском фестивале играл самый востребованный пианист России и мира.

"Хотелось, чтобы он играл еще и еще", - так когда-то говорили многие об игре Святослава Рихтера. Неутолимая жажда слушать и слушать гениального музыканта охватывала при первых звуках, как только он клал свои руки на рояльные клавиши. Подобное чувство испытали многие из присутствующих и на концерте Николая Луганского. С одной стороны, искусство Святослава Рихтера, по утверждению тех, кому посчастливилось слушать его не в записи, а "вживую", было и остается недосягаемым, с другой, хорошо, что достигнуть его вершин самые талантливые, независимые и одержимые натуры все же пытаются.

"Музыка - это другое существование, другое течение бытия, в ней свой язык, свои законы. Я в какой-то момент понял, что в эту страну можно погружаться сознательно. И в музыке, очевидно, нет смерти". Эти слова Николая Луганского в полной мере раскрывают суть его натуры - возвышенно-одухотворенной, находящейся в полной гармонии с исполняемой им музыкой.

Тарусе удивительно повезло, что музыкант такого высокого уровня, заслуженный артист России, лауреат многих международных музыкальных конкурсов, обладатель специальных премий и дипломов, концерты которого расписаны не на месяцы - на годы вперед, нашёл возможность выступить на XX фестивале Фонда Святослава Рихтера. В киноконцертном зале был аншлаг, дополнительные стулья для слушателей ставили даже в проходах. В числе почетных гостей в зале находились чрезвычайный и полномочный посол Австрии в России г-жа Маргот Клестиль Лефлер, министр культуры Калужской области Александр Типаков, глава администрации Тарусского района Евгений Мальцев.

В исполнении Николая Луганского прозвучали вариации на тему Шумана, баркарола фа-диез-мажор, ноктюрн ре-бемоль-мажор и баллада фа-минор Ф. Шопена, несколько фортепианных произведений Ф. Листа и Р. Вагнера. После того, как в зале затихли овации, пианист вновь сел за рояль - на бис обычно исполняется самое любимое, ставшее частью тебя самого, частью души. Музыкант сыграл две прелюдии Рахманинова, сыграл так же блестяще, как и все остальное.

В свои 40 лет Николай Луганский - один из самых востребованных пианистов России и мира: в год он дает более ста концертов в лучших концертных залах мира и совершает более ста пятидесяти авиаперелетов. Тем ценнее для любителей классической музыки был этот незабываемый музыкальный вечер на фестивале.


«Литературная газета», 01/08/2012.

"В ВЕРБЬЕ - ВСЕГДА РЕДКО ИСПОЛНЯЕМАЯ МУЗЫКА"

Автор: Татьяна ЭСАУЛОВА

Фрагмент:

- У вас, наверное, такой случай не единственный?

 

- Меня случайно судьба столкнула с Рихтером. Это был 76-й год. Умер один известный настройщик. Никого не было. Позвонили Рихтеру... И мне позвонили: «Вы могли бы что-нибудь грустное сыграть? Сегодня панихида». Я сыграл, вдруг Рихтер выходит... Играет сонату Шуберта, потом подходит ко мне, говорит какие-то замечательные слова. Я просто остолбенел. А потом в конце: «Вы позвоните Нине Львовне (Дорлиак. - Ред. ) сегодня вечером». Я позвонил, а она: «Юрочка, берите клавир Шостаковича и приезжайте к нам. Славочка очень хочет с вами сыграть». Это всё везение!.. Мне так повезло!


«Кузбасс», 04/08/2012

ЧИТАТЕЛЬ

Автор: Юрий ЮДИН

Мюллер и нахтигаль

Лев Рубинштейн.

Знаки внимания.

М., Астрель,

Corpus. 2012. 288 с.

Фрагмент:

До пятидесяти лет автор был поэтом-концептуалистом, широко известным в узких кругах. Потом сменил амплуа и стал публиковать в журналах свои байки и рассуждения. "Знаки внимания" - уже четвертый их сборник.

Предисловия к прозе Рубинштейна охотно писали Григорий Чхартишвили, Сергей Гандлевский и покойный Петр Вайль. Все они были сделаны по одному лекалу. Обронив несколько дружеских комплиментов, авторы бросались с удовольствием Рубинштейна цитировать. Последуем и мы их примеру, взяв историю из новой книжки:

"Лет десять тому назад мне пришлось несколько ночей пожить в музее. Туда меня пригласил богатый немецкий коллекционер с незамысловатой фамилией Мюллер. Он был владельцем художественного музея в пригороде Дюссельдорфа. Музей располагался на лоне природы... Мюллер был меценат и любитель музыки и поэзии. Поэтому он регулярно устраивал у себя поэтические и музыкальные фестивали. На один из таких фестивалей он пригласил и меня, поселив в бывшем охотничьем домике, с подвала до чердака напичканном художественными шедеврами и антиквариатом... Сам Мюллер жил неподалеку, в отдельном домике. Ко мне он заходил по вечерам выпить по бокалу вина и поболтать. Мне нравилось с ним болтать, потому что немецкого я не знаю, а по-английски он говорил так же скверно, как и я. Однажды он сказал: "Видите этот рояль? Это очень хороший рояль. На нем однажды играл Рихтер". И рассказал, как сколько-то лет тому назад он пригласил Рихтера и устроил концерт для десяти примерно слушателей. "Здесь играл Рихтер, - рассказывал Мюллер, - а здесь сидели гости. А вокруг дома стояли несколько нанятых мной человек и палками отгоняли соловьев. Они пели ужасно громко и мешали маэстро играть, а публике - слушать".


«Красноярский рабочий», 13/09/2012

ЧЕЛОВЕК, ВЛЮБЛЁННЫЙ В ИСКУССТВО

Автор: Эдуард РУСАКОВ

Фрагменты:

13 сентября исполняется 80 лет Павлу Стефановичу Федирко, который в течение пятнадцати лет (1972—1987 годы) был лидером Красноярского края и очень много сделал для развития не только нашей промышленности, но и культуры. Он был, в частности, инициатором движения "Превратим Сибирь в край высокой культуры!".

БКЗ и МКЗ

— Это была последняя замечательная идея Федирко — построить на Стрелке, на площади Мира, Большой концертный зал краевой филармонии, один из лучших от Москвы до Владивостока. До этого наш симфонический оркестр и гастрольные коллективы выступали на разных сценических площадках — в театрах, дворцах культуры. Проект было поручено сделать архитектору Арэгу Демирханову, а строительство здания БКЗ — тресту "Красноярскжилстрой-1", которым руководил Виктор Боровик. Каждый месяц Павел Стефанович сам лично проводил планёрки... Каждый месяц!

На одной из планёрок Федирко спрашивает: "Что нам мешает своевременно закончить строительство Малого концертного зала?" Ему отвечают: "Не хватает алюминиевых уголков... их надо много". Федирко: "Где производятся эти уголки?" — "В Минске". Федирко поднимает начальника главного управления снабжения края Александра Перцовича и говорит ему: "Я освобождаю вас от планёрки, срочно вылетайте в Белоруссию — и чтобы через два дня у нас были все эти уголки!" И Перцович полетел в Минск, и через два дня привёз эти уголки для МКЗ.

Когда уже заканчивалось строительство Малого концертного зала, Федирко спросил у Шпиллера: "Какие рояли будем ставить в зале?" Тот сказал, что для МКЗ нужны два американских рояля "Стейнвей". Федирко: "Принимается. Сколько они стоят?" — "Один рояль стоит 80 тысяч долларов".— "А почему мы не можем поставить рояли "Красная Москва"?" — "Да потому,— говорит Шпиллер,— что у "Красной Москвы" качество отвратительное. К нам никогда не приедет Рихтер!" — "Тогда — "Стейнвей"!" — говорит Федирко. И через несколько дней привозят эти рояли.

И как в воду смотрели! Через месяц после того, как открыли МКЗ, звонит мне Наташа Чемберджи (дочь известного композитора Николая Чемберджи, она была администратором у знаменитого пианиста Рихтера) и говорит: "Святослав Теофилович прослышал, что у вас в зале поставили рояли "Стейнвей", и он хочет приехать к вам на гастроли..." И вот приезжает Рихтер — билеты распроданы за пятнадцать минут, зал окружён милицией, еле-еле удалось коридорами провести самого Федирку. А тут наши музыканты, преподаватели училища — тоже рвутся, а мест в зале уже нет. И Рихтер сам предложил поставить на сцене, вокруг него, сто стульев, и рассадить этих музыкантов, пусть слушают... Это был обалденный концерт! Грандиозный успех! После концерта Рихтер познакомился с Федирко, похвалил зал, акустику и сказал, что уезжает на гастроли в Японию.

А через месяц из Японии звонит Наташа Чемберджи и говорит, что Рихтер очень хочет на обратном пути заехать в Красноярск и дать ещё один концерт. На этом концерте опять был Федирко со своей женой Лидией Ивановной.

И после этого к нам начали приезжать все великие пианисты и скрипачи.


«Культура», 19/10/2012

ЧЕЛОВЕК РИСУЮЩИЙ

Автор: Александр ПАНОВ

В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась выставка "Резо Габриадзе. Живопись, графика, скульптура", продолжающая цикл проектов под условным названием "Второе призвание", то есть плоды художественного досуга режиссеров, писателей, музыкантов, актеров.

Случай сценариста, режиссера и кукольника Реваза Габриадзе - особый. У него профессиональное художественное образование. "Я - человек рисующий, который может написать сценарий", - говорит он о себе.

Автор сценариев культовых данелиевских "Не горюй!", "Мимино", "Кин-дза-дза" и еще трех десятков фильмов, создатель собственного Театра марионеток в Тбилиси, выпускник факультета журналистики, народный артист Грузинской ССР, Габриадзе свое первое образование получил в студиях трех художников - скульптора Валико Мизандари, живописца Дмитрия Такаишвили и сценографа Тенгиза Мирзашвили. Уже в 16 лет он участвовал в групповой выставке в родном Кутаиси со скульптурным портретом Гоголя - гоголевский "смех сквозь слезы" станет главной интонацией и его сценариев, и спектаклей, и, как теперь понятно, картин и графики.

Впрочем, понятно это стало относительно давно - за последние десять лет у Резо прошли шесть персональных выставок, так что нынешняя ретроспектива в ГМИИ - почетная, но не сенсационная. Просто она очень хорошо сделана - и по структуре, и по дизайну. Полуподвальный 31-й зал музея, камерное, но вполне почетное место, будто бы раздался в объеме, превратившись в сцену театра, где разыгрывается фантасмагорическое представление в нескольких актах (экспозиция разбита на тематические циклы), а в зале сидят VIP-гости - от Пушкина до Мориса Бежара (серия "Портреты"). Театральность усиливают куклы-марионетки - герои и героини уже легендарных "Осени моей весны" и "Сталинградской битвы". В качестве роскошного задника - панно из керамических миниатюр с лаконичными сюжетами, вроде тех, которыми оформлена знаменитая многометровая башня, которую Габриадзе возвел перед своим театром.

Определить стиль именно живописи и графики Резо довольно трудно. Я бы назвал его "наивным экспрессионизмом", где сознательно культивируемое дилетантство сочетается с самоуглубленным интеллектуализмом, а пристальное внимание к бытовым деталям повседневности - с порхающим полетом эмоциональной кисти, порой чуть-чуть не долетающей до чистой абстракции. Уличные сценки, подсмотренные у служебного входа в театр или на тбилисской улице Тельмана, вдруг приобретают свойства многозначительных аллегорий в духе старых мастеров. А серия "Галактион", посвященная поэту-символисту Галактиону Табидзе, где есть место и трагизму, и юмору, - настоящий религиозный апокриф, выдуманное житие, которому безоговорочно веришь. Как веришь, что Пушкин в 1889 году посетил Всемирную выставку в Париже и любовался Эйфелевой башней - ведь смерть не властна над гениями. И над народными героями - бронзовый анонимный алкоголик Чижик-Пыжик, самая знаменитая скульптура Габриадзе, по-прежнему пьет воду (теперь только воду!) на Фонтанке в Петербурге, а его двойник временно перебрался в Москву.

Габриадзе не был бы Габриадзе, если бы не устроил маленький перформанс на вернисаже силами актеров своего театра. Кукольные Рихтер и Антонова открывали выставку - пианист играл, а директор музея танцевала. И в этом не было ерничества. Скорее, чувствовалась щемящая трогательность. Ирина Александровна нисколько не обиделась. Наоборот, еще раз призналась, что счастлива принять в ГМИИ "многогранно одаренного Мастера".


«Литературная газета», 12/12/2012

МЕМУАРЫ

Вера Прохорова. Четыре друга на фоне столетия. Рихтер, Пастернак, Булгаков, Нагибин и их жёны. – М.: Астрель, 2012. – 338 с. – 5000 экз.

 

Сборник родился в результате бесед Веры Прохоровой с журналистом Игорем Оболенским. В книге много действующих лиц: Борис Пастернак и Михаил Булгаков, Константин Станиславский и Марина Цветаева, знаменитый профессор Московской консерватории Генрих Нейгауз и сталинский нарком Ежов, Юрий Нагибин и Белла Ахмадулина, художники Валентин Серов и Роберт Фальк, академик Андрей Сахаров и министр культуры Екатерина Фурцева, а также многие другие – великие и не очень – персонажи. Вера Ивановна родилась в 1918 году, преподавала в Московском лингвистическом университете им. М. Тореза. Её отец – Иван Прохоров – был последним владельцем Трёхгорной мануфактуры. С семьёй были связаны судьбы многих известных людей: С. Боткина, Н. и А. Гучковых, А. Алёхина, К. Станиславского, А. Фета. Вот что пишет автор в предисловии: «Всё началось просто с разговора о Святославе Рихтере, самом близком и дорогом мне человеке. И как-то само собой переросло в беседы о тех прекрасных людях, которых мне посчастливилось знать».


 2013 

  1. С.Тирская. «Услышать каждую ноту». «Алтайская правда», 28/03/2013.
  2. С.Егоров. Алла Демидова: «Я никогда не сопротивляюсь судьбе». «Красноярский рабочий», 30/05/2013.
  3. Александр Дольский: «Стихи – живут, а потому изменяются». «Мурманский вестник», 15/06/2013.
  4. О.Завьялова. «В Пушкинском представили собрание Бриттена». «Известия», 17/10/2013.
  5. А.Панов. «Личное дело Михаила барышникова». «Культура», 25/10/2013.
  6. М.Федотова. От первого лица. Юрий Башмет: «Гениев воспитываю фанаты». «Нижегородские новости», 12/11/2013.

«Алтайская правда», 28/03/2013

УСЛЫШАТЬ КАЖДУЮ НОТУ

Автор: Светлана ТИРСКАЯ

Цитата:

 

 

- Однажды Рихтера спросили: "Что вы можете посоветовать молодым музыкантам?" - вспоминает Сергей Викторович. - И он фантастически ответил: "Я желаю вам не торопиться в следующий такт..."


«Красноярский рабочий», 30/05/2013

АЛЛА ДЕМИДОВА: "Я НИКОГДА НЕ СОПРОТИВЛЯЮСЬ СУДЬБЕ"

Автор: Сергей ЕГОРОВ

Фрагмент:

 

Потом место режиссера в этом треугольнике занимает зрительный зал, от которого тоже очень много зависит. Так было раньше. Но потом зритель стал меняться, а мы на Таганке были очень избалованы вниманием. Одно дело играть, когда в зале сидят Сахаров, Солженицын, Тарковский. И совсем другое, когда ты ни одного лица не видишь. Я помню последние "Гамлеты" с Высоцким, когда мы в щелочку смотрели в зал, пытаясь найти хотя бы одно лицо, на которое можно ориентироваться. Никого! Ни одного! И вот тогда и возник вопрос, и мы с Высоцким его тоже обсуждали: а почему бы не играть по вертикали? Я и Бог. А что это значит? Это значит, что должна быть внутренняя концентрация в свои задачи. Как у Рихтера, когда он полностью концентрировался на нотах. Он ориентировался не на зрительный зал, а на то, чтобы эту гармонию не нарушить. Поэтому если внутренняя партитура роли хорошо и крепко сделана во время репетиций, тогда уже зал ни при чем.


«Мурманский вестник», 15/06/2013

АЛЕКСАНДР ДОЛЬСКИЙ: <СТИХИ - ЖИВУТ, А ПОТОМУ ИЗМЕНЯЮТСЯ>

Фрагмент:

 

Помню, в основном работали у него дома, и не просто репетировали, но много говорили - о жизни, об искусстве. Зашел разговор о пианистах, о Рихтере, я сказал, что Гилельс мне тоже нравится, что он иногда в своем исполнении поднимается до небес. Аркадий Исаакович тут же отреагировал: <Да, это совершенно правильно. А Рихтер иногда спускается с небес:>


«Известия», 17/10/2013

В ПУШКИНСКОМ ПРЕДСТАВИЛИ СОБРАНИЕ БРИТТЕНА

Автор: Ольга Завьялова

В ГМИИ имени Пушкина открылась выставка "Художественный мир Бриттена", приуроченная к 100-летию со дня рождения выдающегося британского композитора.

У истоков проекта, в котором представлены художественные ценности из собрания Бенджамина Бриттена, стояла Ирина Антонова - ныне президент ГМИИ имени Пушкина. На церемонии открытия Ирина Александровна прочитала гостям увлекательную лекцию о дружеских отношениях Бенджамина Бриттена с великими русскими музыкантами - Дмитрием Шостаковичем, Мстиславом Ростроповичем, Галиной Вишневской, Святославом Рихтером.

Она также обратила внимание присутствующих на то, что "Бриттен не был коллекционером в обычном смысле этого слова".

- Дом Бриттена насыщен художественными произведениями: картинами, рисунками, другого рода культурными артефактами. Большей частью это дары современников, поэтому собрание носит интимный характер, - отметила Ирина Антонова.

Действительно, самого Бриттена назвать коллекционером едва ли можно. Но его ближайший друг, тенор Питер Пирс, с которым композитора связывают более 40 лет совместного творчества, всерьез и со страстью относился к собиранию произведений искусства.

Он был уверен, что "искусство должно быть частью жизни, не в музее". Поэтому со временем их с Бриттеном Красный дом в Олдборо стал настоящей сокровищницей, в которой хранились полотна, скульптуры и другие произведения искусства самых разных авторов. Всего в коллекции Бриттена-Пирса более 1,2 тыс. экспонатов. 25 из них можно увидеть на выставке в ГМИИ.

Картины для выставки отбирала сама Ирина Антонова. В их числе работы Джона Пайпера, оформлявшего постановки опер Бриттена, Джона Констебла, Мэри Поттер и других художников. Кураторы выставки Кэролин Хардинг и Алина Логинова в комментариях к экспонатам рассказывают их истории, в частности, упоминают, при каких обстоятельствах они попали в дом Бриттена и Пирса.

Выставка выглядит очень личной и интимной. Во многом этому способствуют камерные размеры зала. Внутри из полупрозрачных перегородок сконструирована комната, при входе в которую зрителей встречает бронзовая скульптура Бенджамина Бриттена работы Георга Эрлиха.

На противоположной стене транслируется легендарная видеозапись совместного музицирования Бриттена и Святослава Рихтера: они исполняют Сонату ре мажор для двух фортепиано Моцарта. В комнате стоит рояль, увы, современный. Рядом - две витрины с документами. Среди них послания от Дмитрия Шостаковича и Святослава Рихтера, трогательные письма "Бену" от Мстислава Ростроповича, выражающего готовность приехать "куда угодно и на чем угодно (даже на ракете!)", чтобы "с вами быть и играть каждый день".


«Культура», 25/10/2013

ЛИЧНОЕ ДЕЛО МИХАИЛА БАРЫШНИКОВА

Автор: Александр ПАНОВ

Как и было предсказано нашей газетой, смена власти в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина пока не повлияла на выставочную политику. Два последних громких во всех смыслах и ярких проекта придуманы президентом ГМИИ Ириной Антоновой еще в бытность директором музея.

Чудесные камерные выставки показывают части приватных коллекций великих людей, жизнью и судьбой привязанных к музыке. Ведь именно Антонова и Рихтер превратили благодаря "Декабрьским вечерам" академический музей в концертный зал.

Музыка звучит и сейчас. Центром выставки "Художественный мир Бриттена" является настоящий рояль и видеозапись совместного концерта Рихтера и Бриттена, исполняющих сонату Моцарта. Как они смотрят друг на друга, подмигивая и упиваясь сотворчеством!

Это - лучшее в экспозиции. Сама коллекция, которая в Москву привезена малой частью, - не музейного уровня.

Не дотягивает до него и собрание Михаила Барышникова. Отдел личных коллекций ГМИИ открыл выставку "Искусство, с которым я живу", на которой представлена часть собрания великого танцовщика, хореографа, актера. О своей первой покупке портрета Дягилева работы Кокто в парижской галерее он вспоминает так, что понятно: человек подсел на искусство. И деньги есть.

Но по большей части это театральные эскизы - специфика работы. И превалирует графика, которая обходилась дешевле. Из авангардистов Барышников выбрал успешных, но не лучших - Олега Целкова и Михаила Шемякина. Но вкус коллекционера - личное дело. А благодаря срифмованности, выставки очень интересны. Спасибо Ирине Антоновой за вкус и любовь к интриге.


«Нижегородские новости», 12/11/2013

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА. ЮРИЙ БАШМЕТ: "ГЕНИЕВ ВОСПИТЫВАЮТ ФАНАТЫ"

Автор: Мария Федотова

Цитата:

 В 1978 году Святослав Рихтер собрал самых талантливых студентов Московской консерватории в ансамбль и привез их в Нижний Новгород. Они сфотографировались во дворе Кремлевского концертного зала: вот стоят совсем юная Наташа Гутман, молоденький Олег Каган, на заднем плане скромный юноша в курточке - Юра Башмет. 


2014

 

  1. А.Вардугина. Дмитрий Иванов: «Время культуры пришло». «Удмуртская правда», 15/01/2014.
  2. Richter plays Tchaikovsky, Rachmaniniv. Мнлодия. «Культура», 17/01/2014.
  3. В.Иванова. «Олимпийский мастер-класс». «Известия», 14/02/2014.
  4. В.Шелякина. «Хризантемы для Казарновской». «Рязанские ведомости», 20/06/2014.
  5. В.Чайковская. «Про идиллический покой и натиск искусства». «НГ. Ex libris», 26/06/2014.
  6. Richter plays Schubert. Мелодия. «Культура», 18/07/2014.
  7. Е.Петренко. «Достопамятные страницы. »«Тверская жизнь», 22/07/2014.
  8. Ю.Болтаевская. «Человек, останавливающий мгновения». «Забайкальский рабочий», 09/09/2014.
  9. Фонотека «Культуры». Schumann, Schubert, Chopin. Мелодия. «Культура», 19/09/2014.
  10. Фонотека «Культуры». Jogann Sebastian Bach. Мелодия. «Культура», 12/12/2014.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Удмуртская правда», 15/01/2014

ДМИТРИЙ ИВАНОВ: "ВРЕМЯ КУЛЬТУРЫ ПРИШЛО"

Автор: Анна ВАРДУГИНА

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Фрагменты:

Начавшийся 2014 год объявлен в России Годом культуры. Можно ожидать, что интенсивность творческой жизни еще более возрастет, появятся знаковые для нашего времени культурные проекты, возникнут новые фестивали, увеличится поддержка культурных инициатив со стороны государства. Но концентрация культурных событий не может возникнуть на пустом месте: она была бы невозможна без подготовленной базы, без развитой культурной инфраструктуры и поддержки людей искусства со стороны государственных институций.

В Удмуртии Год культуры определенно станет логическим продолжением последовательной и долговременной политики по развитию культурной среды. Об этом и многом другом мы говорим с министром культуры, печати и информации УР Дмитрием Ивановым.

 

Но я не только хожу на концерты, я слушаю музыку дома. И одним из потрясений уходящего года стала Соната соль мажор Шуберта в исполнении Святослава Рихтера. Видимо, нужно было достичь определенного возраста и опыта, чтобы "услышать" ее...

 

 



«Известия», 14/02/2014

ОЛИМПИЙСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС

Автор: Виктория Иванова

В рамках VII Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи прошел интерактивный мастер-класс главного альтиста страны Юрия Башмета. Участие в онлайн-уроке приняли юные музыканты из Новокуйбышевска, Новосибирска, Екатеринбурга и Ростова-на-Дону. Показ проходил с помощью телемоста между городами и сочинским Органным залом.

Участие местных музыкантов в этот раз не было запланировано: слишком много желающих было из других городов, да и у сочинцев есть возможность подойти к маэстро в любой день, пока идет фестиваль.

В ходе мастер-класса Башмет обращал внимание и на основы игры на струнном инструменте, и на более тонкие нюансы: "Ты все ноты выучила, а продаешь дешево. Войди в образ, разговаривай через музыку". Из-за травмированной руки маэстро не играл на альте, но кое-что показывал на рояле. Что же касается творческих воспоминаний, то в них ограничений не было. - Когда-то давно мы с Рихтером должны были исполнить на концерте сонату Шостаковича. И вот мы собрались на первую репетицию, играем, а ничего не получается. Час ночи. Он предлагает - давайте покурим. А сам не курит, только я. Я говорю - можно еще одну? И получаю ответ - если что-то нравится, это надо делать очень редко. Прошел еще час. Так ни к чему и не пришли. И он мне - говорите, что будем дальше делать, вы должны говорить. - Почему? - Потому что тот, кто стоит, и есть солист, - вспомнил маэстро. В Новосибирске на связь с сочинским залом вышел давний друг Башмета Юрий Мащенко - один из пропагандистов старинного инструмента виолы д'амур. Он сообщил, что в следующем году планирует провести международный фестиваль этого инструмента. Маэстро пообещал инициативу поддержать.

- Вы - атлант. Это единственная серьезная школа игры на виоле д'амур, - обратился Башмет к Мащенко. - Когда-то ко мне попал этот инструмент и пролежал два года. Миша Мунтян (оперный певец, народный артист СССР. - "Известия") как-то сказал мне, что альтисты начинают играть на виоле д'амур не от хорошей жизни. И я ее так и не осилил. Потом этот инструмент попал к Тане Гринденко (худрук Академии старинной музыки. - "Известия"). А у меня до сих пор ностальгия, - поделился маэстро.

С большинством участников Юрий Башмет пообещал обязательно встретиться, когда будет на гастролях в их городах, а некоторых и вовсе взять в "серьезный оборот". Как маэстро признался позже, он отсматривает новых участников во Всероссийский юношеский оркестр: многие из оркестрантов вот-вот покинут его - выросли.


«Рязанские ведомости», 20/06/2014

ХРИЗАНТЕМЫ ДЛЯ КАЗАРНОВСКОЙ

Автор: Вероника Шелякина

Фрагмент

Р.В. - Вы много выступаете за рубежом. Есть ли разница в том, как раньше там относились к русским артистам, скажем, в советские годы, и как их воспринимают сегодня?

 

Л.К. - В советские годы на гастроли ездило мало наших артистов, но зато это были гении - Елена Образцова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко... А сегодня хлынули за границу абсолютно все. Иностранные продюсеры выжимают из русских артистов все соки, а потом отправляют обратно на родину, где им приходится вновь завоевывать публику. Сегодня отношение, к сожалению, стало потребительским. Наши артисты востребованы за рубежом, но воспринимают их как доступную "рабочую силу". Нет того пиетета и уважения, какое было раньше, когда, например, австрийский дирижер Герберт фон Караян говорил: "Я буду записывать музыкальные сочинения на пластинку в том случае, если в оркестре будут солировать Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович и Давид Ойстрах".


«НГ. Ex libris», 26/06/2014

ВЗГЛЯД ВРАСПЛОХ

Автор: Вера Чайковская

ПРО ИДИЛЛИЧЕСКИЙ ПОКОЙ И НАТИСК ИСКУССТВА

Фрагменты:

Для Глеба Поспелова все эти «странности» творческого духа интересны и драгоценны. В них некая суть той тяжелейшей борьбы за «свет», которой, как ему представляется, занято настоящее искусство. Кстати, мотив случайно пойманного взгляда, «взгляда врасплох», проходит через всю книгу. Некогда автор на концерте Рихтера, слушая гармонические звуки рояля, неожиданно поймал «обжигающую вспышку свирепого взгляда» пианиста. И внезапно уразумел, из какого дикого хаоса рождается музыкальная стройность («Взгляд врасплох»).

-------------

 

Но он также историк искусства, охвативший в своих статьях огромный период русского искусства от романтизма XIX века до русского искусства XX и даже XXI веков. (В книге есть маленькое эссе, посвященное карандашному портрету Рихтера, который выполнил на концерте друг Глеба Поспелова – современный художник Юрий Злотников.)


«Культура», 18/07/2014

ФОНОТЕКА "КУЛЬТУРЫ"

Richter plays Schubert

Мелодия

В следующем году будет отмечаться столетняя годовщина со дня рождения гениального пианиста Святослава Рихтера. Фирма "Мелодия" решила к юбилейной дате выпустить несколько релизов, максимально подробно прослеживающих творческий путь артиста.

Первой ласточкой стал недавно вышедший четырехдисковый бокс-сет, на котором маэстро исполняет произведения Франца Шуберта. Музыка немецкого композитора сопровождала Рихтера на протяжении всей жизни. Так, фантазия "Скиталец" была выучена Святославом Теофиловичем еще до поступления в Консерваторию, а соната в пяти частях D. 459 стала последним произведением, над которым пианист работал в конце июля 1997-го.

 

В программу предлагаемого комплекта вошли полные фонограммы концертов 1978 года (посвященные 90-летию Генриха Нейгауза и 150-летию со дня смерти Шуберта), соната си мажор, представленная на выступлении 1979 года, а также соната до минор, сыгранная маэстро в 1971-м. Помимо этого, издание включает в себя экспромты, скерцо, немецкие танцы, знаменитые музыкальные моменты D. 780.


«Тверская жизнь», 22/07/2014

ДОСТОПАМЯТНЫЕ СТРАНИЦЫ

Автор: Евгений ПЕТРЕНКО

История и коллекция картинной галереи в новом каталоге

Через два года коллекциям художественного музея Верхневолжья, который признается специалистами и посетителями одним из крупнейших в стране, исполнится сто пятьдесят лет. Дата солидная, дата значимая и для картинной галереи, и для региона в целом.

------------------

Сейчас в галерее около 40 тысяч экспонатов, представляющих культурное наследие России, Европы и Востока, - живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Индивидуальность собранию придает одна из лучших в стране коллекций русского портрета XVIII века, в котором имеются истинные раритеты, а также коллекция монументального искусcтва XV-XX веков - фресок, мозаики, скульптуры. Понятно, что такое количество экспонатов, принадлежащих разному времени, невозможно представить даже в формате избранного, поэтому изданная книга - это первый выпуск, начинающий серию сборников, которые будут изданы позднее. Рассказывает он о русской живописи XVIII-XX веков и почти сразу же начинается с редчайшей вещи - датированного 1715 годом детского портрета Александры Ивановны Паниной, в замужестве Куракиной, неизвестного художника. Таких открытий на страницах книги читатель сделает массу. Дело даже не в произведениях, хорошо известных, а в самой форме подачи материала и в именах классиков русской живописи, полотна которых репродуцируются в альбоме. Листаешь его - и перед мысленным взором встает история отечественного изобразительного искусства, которую творили как художники первого ряда, так и мастера неизвестные..

Причем речь здесь не только о живописи, но и в том числе о музыке - портрет Святослава Рихтера кисти Иосифа Серебряного украшает 116-ю страницу издания, завершает которое Валерий Ватенин и его картина "В мастерской" 1966 года Но на этом история коллекции не заканчивается - это только ее середина.


«Забайкальский рабочий», 09/09/2014

ЧЕЛОВЕК, ОСТАНАВЛИВАЮЩИЙ МГНОВЕНИЯ

Автор: Юлия БОЛТАЕВСКАЯ

Фрагменты:

В современном мире нажимать на кнопку фотоаппарата умеет каждый, однако далеко не у всех авторов фотографий в кадре звучит музыка. Если же говорить о творчестве заслуженного работника культуры Читинской области, члена Союза художников России Федора Машечко, то ни у кого не возникнет сомнений, что снимки этого признанного мастера являются шедеврами искусства светописи.

-------------

- Я горжусь тем, что являюсь приверженцем русской фотографической школы. Поэтому хотел бы порекомендовать начинающим авторам как азбуку осваивать классику фотографии, - отметил Федор Николаевич. - Недаром даже известный художник Сальвадор Дали, которого не назовешь классиком, выводя десять заповедей художника, говорил: "Научись писать как старые мастера, а потом делай все, что хочешь". И еще - к каждой фотосъемке нужно готовиться.

 

В подтверждение последнего высказывания Федор Машечко вспомнил, как знание одного интересного факта помогло ему сделать снимки величайшего пианиста Святослава Рихтера, дававшего по пути на гастроли в Японию единственный концерт в Чите.


«Культура», 19/09/2014

 

ФОНОТЕКА "КУЛЬТУРЫ"

Music Festival "December Nights"

 

Schumann, Schubert, Chopin

 

Мелодия

Фирма "Мелодия" продолжает серию компакт-дисков, посвященных фестивалю "Декабрьские вечера" в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Этот музыкальный форум (ставший впоследствии ежегодным) был впервые проведен в 1981 году по инициативе Святослава Рихтера. Данное двухдисковое издание представляет собой фонограмму, сделанную в ходе фестиваля 1985-го. Основа программы - записи тех концертов, в которых принимал участие Святослав Теофилович.

 

Основное внимание исполнителей (помимо Рихтера, в фестивале принимали участие и другие известные мастера - скрипач Олег Каган, альтист Юрий Башмет, виолончелистка Наталья Гутман, кларнетист Анатолий Камышев) сосредоточено на произведениях композиторов периода романтизма. Среди прочих звучат "Фантастические пьесы" для кларнета и фортепиано Роберта Шумана, Соната для скрипки и фортепиано ля мажор Франца Шуберта, Полонез-Фантазия ля-бемоль мажор Фредерика Шопена.


«Культура», 12/12/2014

ФОНОТЕКА "КУЛЬТУРЫ"

Sviatoslav Richter

Jogann Sebastian Bach

Мелодия

Одной из отличительных черт исполнительского мастерства Рихтера является виртуозное искусство перевоплощения. Святослав Теофилович, как никто из великих пианистов, умел без всяких ухищрений одинаково блистательно исполнять Моцарта и Бетховена, Шуберта и Чайковского, Прокофьева и Дебюсси. Складывалось впечатление, что для каждого композитора у маэстро припасен отдельный рояль. Он отмечал: "Мне многое хочется. И не потому, что я честолюбив и разбрасываюсь по сторонам. Просто меня никогда не оставляет желание донести все любимое до слушателей".

 

При всей широте интересов (не так просто вспомнить навскидку выдающегося композитора, чьих сочинений не касались волшебные пальцы мастера), к Иоганну Себастьяну Баху у Рихтера был особый счет. Именно интерпретации сочинений немецкого классика и предлагаются вниманию меломанов на данном издании. Программа релиза интересна еще тем, что демонстрирует различные этапы творчества Рихтера, записи которого - как отмечают музыковеды - сделаны "в разное время, но на все времена". Так, исполнение "Третьей английской сюиты" датируется 1948 годом - когда музыкант только начинал карьеру. А "Концерт для фортепиано с оркестром ре минор" и "Концерт для двух фортепиано с оркестром до мажор" сыграны в 1959-м - в это время Святослав Теофилович был уже признанным артистом.