2006 

  1. Ю.Данилин. «Музыка, март…» «Литературная газета», 5-11/04/2006.
  2. Н.Элина. ««Тореадор» Михаил Державин». «Самарские известия», 23/06/2006.
  3. В.Дьяконов. «В России – немец, в Германии - русский». «Саратовские вести», 22/08/2006.
  4. «Николай Добрынин…» (фрагмент). «Золотое кольцо», 29/12/2006.

 

 2007 

  1. «Скрябин – Рихтер - Светланов». «Челябинский рабочий», 12/01/2007.
  2. Е.Кривицкая. «Звезды наших дней». Денис Шаповалов и Александр Мельников в БЗК. «Культура», 25-31/01/2007.
  3. Е.Мишина. «Рахманинов наших дней». «Культура», 25-31/01/2007.
  4. Т.Мамаева. «Чувство паузы». «Время и деньги», 06/02/2007.
  5. Е.Кривицкая. «Леди за роялем». «Культура», 22-28/01/2007.
  6. Е.Абаулин. «Музыка немецких берез». «Культура», 22-28/01/2007.
  7. Е.Кривицкая. «Наумовское братство». «Культура», 22-28/01/2007.
  8. Е.Сидорова. «Тайна неугасающей молодости» (фрагмент). «Наука в России», 28/02/2007.
  9. К.Захаров. «Монтаж идеального» (фрагмент). «Книжное обозрение», 21/05/2007.
  10. Ю.Безелянский. «Я был рожден для музыки». «Московская правда», 05/07/2007.
  11. М.Федотова. «Фестиваль с «русским акцентом»». «Нижегородские новости», 12/07/2007.
  12. М.Токмашева. День памяти Святослава Рихтера. «Была лишь музыка». «Культура», 09-15/08/2007.
  13. Е.Райнеш. «Кумиры. Любовь Казарновская. О святой обязанности артиста» (фрагмент). «Кузбасс», 03/10/2007.
  14. А.Шалагина. «Бенефис. Юрий Анисичкин: Мы заложники музыки...». «Коммуна», 06/10/2007.
  15. Беседу с Рудольфом Баршаем вела Евгения Кривицкая. «Звук должен парить, а не припечатываться к земле». «Культура», 1-7/11/2007.
  16. Г.Чернова. «Андалузский романс для тракториста из Путятина» (фрагмент). «Рязанские ведомости», 16/11/2007.
  17. А.Золотов. «Имена, украшавшие газету». «Известия», 12/12/2007.
  18. Е.Титаренко. «Ирина Антонова: «Музей – это всегда умение сделать выбор»» (фрагменты). «Культура», 13/12/2007.

 

 

 

2006


«Самарские известия», 23/06/2006.

"Тореадор" Михаил Державин

Автор: Наталья Элина

Фрагмент

Счастливое детство

 

Наверху, на пятом этаже, жил Митя Дорлиак, мой друг детства. Его тетя - знаменитая певица Нина Дорлиак - была замужем за великим пианистом Святославом Рихтером. Тогда он был совсем молод, но уже необыкновенно популярен. Взрослые часто устраивали нам праздники, а зимой - елки чуть ли не каждый день в разных квартирах. Рихтер любил играть с нами - садился за рояль, исполнял какой-то музыкальный кусочек и спрашивал: "Кто это?" И мы должны были узнать в этой музыке наших знакомых или родственников. 

 


«Саратовские вести», 22/08/2006

 

В России - немец, в Германии - русский

 

Автор: Вячеслав Дьяконов

 

9 лет назад ушел из жизни легендарный Святослав Рихтер, игру которого "вживую" слушали и саратовцы

Уважаемая редакция!

Много лет назад совершенно случайно в г. Энгельсе попал я на концерт Святослава Рихтера. Впечатление было потрясающее. Никогда не думал, что можно такое творить с роялем. А еще удивляюсь: как же мне повезло! Могло ведь это событие пройти и мимо меня. Очень прошу: расскажите об этом музыканте-виртуозе, и если возможно - уточните время его приезда в наши края.

С уважением

С. И. Карпов, г. Саратов

Жизнь Святослава Рихтера мало напоминает биографии других артистов. Он шел к успеху совершенно особым путем. Детские годы будущего пианиста прошли в Одессе. Его отец - Теофил Данилович - преподавал в консерватории и был известным в городе музыкантом. В свое время он закончил Венскую академию музыки, и именно он дал сыну первые уроки игры на фортепиано, когда мальчику было только пять лет.

Однако постоянно заниматься с сыном отец не мог, поскольку был вынужден все свое время отдавать занятиям с учениками. Поэтому уже с девяти - десяти лет Святослав был практически предоставлен сам себе. Лишь в течение недолгого времени он брал уроки у пианистки А. Атль, одной из учениц его отца. И эту свободу действий мальчик использовал весьма оригинально: он начал играть все нотные партитуры, которые были в доме. Особенно его заинтересовали оперные клавиры. Постепенно Рихтер научился играть любую музыку с листа и стал квалифицированным аккомпаниатором.

С пятнадцати лет он уже помогает отцу, а вскоре начинает работать самостоятельно: становится аккомпаниатором в музыкальном кружке при Доме моряка. После окончания школы он несколько лет работал концертмейстером в Одесской филармонии. В это время Святослав разъезжал с концертными бригадами, аккомпанируя различным музыкантам, и набирался опыта.

В 1932 году он переходит на работу в Одесский оперный театр и становится помощником дирижера С. Столермана. Рихтер помогает ему на репетициях и в работе с певцами, постепенно расширяя собственный репертуар. В мае 1934 года пианист дает свой первый сольный концерт в Одесском доме инженеров, исполняя произведения Ф. Шопена. Концерт прошел с большим успехом, но в то время юноша еще не задумывался о том, чтобы профессионально учиться музыке.

Только через пять лет, весной 1937 года, Рихтер наконец отправляется в Москву, чтобы поступать в консерваторию. Это был достаточно смелый шаг, поскольку молодой исполнитель не имел никакого музыкального образования. На приемном экзамене его услышал выдающийся пианист того времени Генрих Нейгауз. Узнав, что 15-летний парень не имеет даже начального музыкального образования, заметил: "Посмотрим на этого смельчака", а, прослушав программу, наклонился над ним и сказал: "Вы - гений! " С этого дня Рихтер становится его любимым учеником. Нейгауз принял Рихтера в свой класс, но никогда не учил его в общепринятом смысле этого слова. Как позже писал Нейгауз, учить Рихтера было нечему - нужно было только развивать его талант. Рихтер на всю жизнь сохранил благоговейное отношение к своему первому учителю. Примечательно то, что, переиграв чуть ли не всю мировую фортепианную классику, он никогда не включал в программу Пятый концерт Бетховена, считая, что не сможет сыграть его лучше своего учителя.

В ноябре 1940 года состоялось первое публичное выступление Рихтера в Москве. На этом первом концерте в Малом зале консерватории он выступал вместе со своим учителем. А через несколько дней дал собственный сольный концерт в Большом зале консерватории, и с этого времени началась его долгая жизнь музыканта - исполнителя.

Во время войны Рихтер находился в Москве. При малейшей возможности выступал с концертами. И ни на день не прекращал занятий. С июня 1942 года он возобновляет концертную деятельность и буквально начинает "осыпать" публику новыми программами. Одновременно начинаются его гастроли по различным городам. За два последних военных года он объехал почти всю страну. Даже государственный экзамен в консерватории он сдавал в форме концерта в Большом зале Московской консерватории. После этого выступления комиссия постановила выгравировать имя Рихтера золотыми буквами на мраморной доске в фойе Малого зала консерватории.

В 1945 году Святослав Рихтер стал победителем всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей. Любопытно, что он долго не хотел заявлять о своем участии в нем. Дело в том, что Рихтер всегда считал несовместимыми понятия "музыка" и "соревнования". Но участвовать в конкурсе решил для того, чтобы укрепить преподавательскую репутацию своего учителя Г. Нейгауза. В дальнейшем он не участвовал ни в каких конкурсах. Кроме того, всегда отказывался от председательствования в жюри многих международных конкурсов. В послевоенные годы Рихтер продолжает постоянно гастролировать, и слава его как исполнителя растет. В 1950 году он выезжает на первые зарубежные гастроли в Чехословакию. Затем следуют поездки в другие страны. Только после этого руководство "выпускает" Рихтера в Финляндию. Его концерты проходят, как всегда, с триумфом, и в том же году пианист совершает большую поездку по США и Канаде. И везде ему рукоплещут переполненные концертные залы. Секрет стремительного взлета Рихтера следует видеть не только в том, что он обладал уникальной широтой репертуара (с одинаковым успехом играл Баха и Дебюсси, Прокофьева и Шопена), но и в том, что из любого музыкального произведения он создавал неповторимый и цельный образ. Любая музыка звучала в его исполнении так, будто он сочинил ее на глазах у зрителя.

В отличие от других пианистов, Рихтер умел раствориться в исполняемой им музыке. В ней в полной мере раскрывалась его гениальность. Сам же маэстро говорил, когда журналисты обращались к нему с просьбой об интервью (на контакт с прессой он шел весьма и весьма неохотно): "Мои интервью - мои концерты". А выступать перед публикой музыкант считал святой обязанностью.

Ну, а теперь о том концерте, что навсегда врезался в память автору письма в редакцию.

Как-то в 80-е годы, побывав с гастролями в 50 больших и малых населенных пунктах России, С. Рихтер вдруг решил дать незапланированный концерт в Энгельсе. Местное начальство узнало об этом буквально за день и неофициально. Несмотря на сомнения и неопределенность, начальник областного управления культуры Е. Н. Курганов выехал навстречу музыканту в Озинский район. На границе с Казахстаном после долгого ожидания он увидел большой внедорожник японского производства, не выходя из которого, водитель дал условный знак следовать за ним. Старенькая "Волга" едва успевая за вездеходом, отставая и теряя его из виду, следовала так до самого Энгельса. А в это время здесь уже шли приготовления к концерту. Нужно было перевезти из консерватории в энгельсский Дом культуры строителей импортный рояль, предпочтительно "Стенвей": маэстро не играл на плохих инструментах, пригласить на концерт местную музыкальную общественность, сохранив это в тайне, чтобы не было скандалов и столпотворения и многое другое.

Вечером того же дня в переполненном зале ДК состоялся концерт. Рихтер стремительно вышел на небольшую, заполненную студентами сцену. Решительно сел к роялю. Замер. Потом как-то резко, демонически зыркнул в полутемный зал. Обрушился на клавиши и весь зал как будто утонул в музыке, погрузился в его чарующее звукопредставление. Исполнял он что-то знакомое, близкое, но совершенно по-своему, непредсказуемо и неповторимо. Заканчивая одно произведение, на секунды замирал и вновь обрушивался на рояль. Чайковский, Бетховен, Рахманинов, Шостакович, Прокофьев возвращались к нам в каком-то современно - обновленном звучании...

После концерта Святослав Теофилович сразу устал, обмяк, доверился местным обстоятельствам. В личном общении он был совсем другой, немного блаженный, застенчивый и внимательный. Интересовался историей края, культурными достижениями, немецкими поселениями в Поволжье. Признался: "В России меня часто немцем зовут, а в Германии - русским. Фон Караян даже как-то возмутился, заявив: "Если Вы - немец, то я - китаец". Маэстро робко расспрашивал об исполнителях, гастролировавших в Саратове, о местных музыкантах, композиторах, художниках, слушал и улыбался.

Разносторонность таланта, напоминающая гениев эпохи Возрождения, сказывалась и в увлечении Рихтера живописью. Всю жизнь он собирал картины и даже сам писал маслом. В Музее частных коллекций хранятся несколько авторских работ Рихтера. Что же касается основной коллекции, то большая ее часть также передана в музей. Надо сказать также, что в шестидесятые-семидесятые годы Рихтер устраивал в своем доме художественные выставки представителей неформальных течений. Особенно интересными оказались экспозиции Е. Ахвледиани и В. Шухаева.

Святослав Рихтер был организатором и бессменным участником регулярных летних музыкальных фестивалей во Франции, а также знаменитых Декабрьских вечеров в московском Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, в Итальянском дворике которого в августе 1997 года Москва прощалась с величайшим пианистом XX века.


«Золотое кольцо», 29/12/2006

 

Николай Добрынин в 16 лет...

Автор: Автор: "Экспресс-газета"

О СВЯТОСЛАВЕ РИХТЕРЕ

Фрагмент:

- Спрашивается, какая связь между мной и величайшим пианистом XX века? Самая прямая.

Он спас меня и брата - Александра Науменко, когда нас выгоняли: Сашку - из консерватории, меня - из ГИТИСа. За то, что пели в хоре Новодевичьего монастыря. Мы со школы при церкви подвизались, по выходным да на каникулах. Семь лет я выводил хоралы. А стукнули на нас консерваторские студенты. Нам с Сашей грозили крупные неприятности, но Рихтер выступил на собрании и напомнил всем, что именно в церкви лучшая певческая школа. В общем, оставили нас в покое, только брат из партии вылетел, а я из комсомола. Сейчас Сашка мой - ведущий бас страны, солист Большого театра.


 2007 

  1. «Скрябин – Рихтер - Светланов». «Челябинский рабочий», 12/01/2007.
  2. Е.Кривицкая. «Звезды наших дней». Денис Шаповалов и Александр Мельников в БЗК. «Культура», 25-31/01/2007.
  3. Е.Мишина. «Рахманинов наших дней». «Культура», 25-31/01/2007.
  4. Т.Мамаева. «Чувство паузы». «Время и деньги», 06/02/2007.
  5. Е.Кривицкая. «Леди за роялем». «Культура», 22-28/01/2007.
  6. Е.Абаулин. «Музыка немецких берез». «Культура», 22-28/01/2007.
  7. Е.Кривицкая. «Наумовское братство». «Культура», 22-28/01/2007.
  8. Е.Сидорова. «Тайна неугасающей молодости» (фрагмент). «Наука в России», 28/02/2007.
  9. К.Захаров. «Монтаж идеального» (фрагмент). «Книжное обозрение», 21/05/2007.
  10. Ю.Безелянский. «Я был рожден для музыки». «Московская правда», 05/07/2007.
  11. М.Федотова. «Фестиваль с «русским акцентом»». «Нижегородские новости», 12/07/2007.
  12. М.Токмашева. День памяти Святослава Рихтера. «Была лишь музыка». «Культура», 09-15/08/2007.
  13. Е.Райнеш. «Кумиры. Любовь Казарновская. О святой обязанности артиста» (фрагмент). «Кузбасс», 03/10/2007.
  14. А.Шалагина. «Бенефис. Юрий Анисичкин: Мы заложники музыки...». «Коммуна», 06/10/2007.
  15. Беседу с Рудольфом Баршаем вела Евгения Кривицкая. «Звук должен парить, а не припечатываться к земле». «Культура», 1-7/11/2007.
  16. Г.Чернова. «Андалузский романс для тракториста из Путятина» (фрагмент). «Рязанские ведомости», 16/11/2007.
  17. А.Золотов. «Имена, украшавшие газету». «Известия», 12/12/2007.
  18. Е.Титаренко. «Ирина Антонова: «Музей – это всегда умение сделать выбор»» (фрагменты). «Культура», 13/12/2007.

 

«Челябинский рабочий», 12/01/2007

Скрябин - Рихтер - Светланов

Автор:

К 135-летию со дня рождения Александра Николаевича Скрябина телеканал "Культура" транслирует симфоническую поэму "Прометей". Она прозвучит 12 января в 18:30.

"Прометей" - одно из самых известных произведений А.Н. Скрябина и последнее симфоническое сочинение композитора. Для Скрябина Прометей символизирует собой активное начало, способное преобразить окружающий нас мир. Эта идея оказалась очень близкой и "титанам" русского исполнительства - дирижеру Евгению Федоровичу Светланову и пианисту Святославу Теофиловичу Рихтеру.

Святослав Рихтер, уже мало игравший в то время с оркестром, сам предложил Светланову исполнить именно это сочинение. Их совместное выступление стало своеобразным приношением к 100-летнему юбилею Генриха Густавовича Нейгауза - одного из самых талантливых интерпретаторов фортепианных сочинений Скрябина.

Запись сделана в 1988 году. Со вступительным словом для зрителей "Культуры" выступит Святослав Бэлза.

 

 



«Время и деньги», 06/02/2007

Чувство паузы

Автор: Татьяна МАМАЕВА

Святослав Рихтер, документальный фильм о котором я с трепетом смотрела воскресным вечером, сказал, вспоминая о своем учителе Генрихе Нейгаузе: он научил меня чувству паузы.

Чувство паузы - великая вещь. И оно отлично от провозглашенного Соммерсетом Моэмом в незабвенном "Театре" постулата "чем больше актер, тем больше пауза". Здесь речь идет о длительности паузы, не более того. Имеющий чувство паузы знает, где эти паузы выдерживать, где они уместны.

Если бы режиссеры, как блины "пекущие" триллеры и мелодрамы для нашего телевидения, обладали чувством паузы и понимали, что иногда надо остановиться и оглядеться вокруг, от какого количества мусора очистились бы наши телеканалы! То, что нам предложили в минувший воскресный вечер на Первом канале, можно было смотреть с половины фильма, можно было бы пропустить две трети, финал был прогнозируем: героиня непременно встретится один на один с маньяком, и, естественно, уцелеет. Я имею ввиду ленту "Любовь и страхи Марии" - наш ответ голливудским триллерам. У американцев, правда, побольше эффектов, у нас - наивные попытки психологизма. Хорошая актриса Анна Большова, которой так же бы неплохо развить у себя чувство паузы, весь фильм смотрит на мир широко раскрытыми глазами, хмурится, улыбается, всхлипывает, пытаясь изобразить ужас - и все... На этом актерская работа заканчивается. Хэппи-эндом заканчивается и фильм, впрочем, кто бы сомневался. Вспомнилась строчка из "Ста четырех страниц про любовь" Радзинского: "Если бы люди лет на сто замолчали, у всех слов бы появился новый смысл". Если бы некоторые наши кинематографисты имели чувство паузы, может быть, и в их фильмах смысл бы появился?..

Признаюсь, смотрела фильм про маньяка и Марию как раз не весь, потому что не представляла себе возможным переключиться с канала "Культура", где шла лента французских кинематографистов "Непокоренный Рихтер".

Как известно, Святослав Теофилович не любил давать интервью. Свою нелюбовь к интервьюерам он никак не объяснял, оставляя за собой право решать так, а не иначе. По сути, обширные интервью удалось записать только музыковеду Вере Чимберджи, которая совершила вместе с музыкантом беспрецедентное гастрольное турне от Москвы до Владивостока. Ехали на поезде и на машине, потому что еще одно "не люблю" Рихтера касалось самолета. В не очень комфортных гостиницах маленьких городов, где вечерами нечем было занять себя, Рихтер и Чимберджи разговаривали, эти разговоры вылились потом в серию уникальных интервью. Случай беспрецедентный.

"Рихтер непокоренный", более чем двухчасовой фильм, который сняли французы, так же уникален. Видно, что Рихтер очень доверял съемочной группе, иначе вряд ли бы предоставил в ее распоряжение свой киноархив, съемки для которого сделаны отнюдь не парадно. Но удивительная вещь: этот небожитель вне сцены, в толпе, все равно от толпы отличается. Он - другой. Фильм выстроен очень просто: фрагменты выступлений пианиста, кадры кинохроники и его личного архива и его рассказ. Просто сидит человек и рассказывает интервьюеру свою жизнь - не приукрашивая, не лукавя, не рисуясь. Выдает нелицеприятные оценки великим и, поскольку не злобствует, к нему прислушиваешься. Свободный от суеты, погони за сиюминутным, от власти и режима. Непокоренный, потому что покорялся только искусству.



«Наука в России», 28/02/2007

ТАЙНА НЕУГАСАЮЩЕЙ МОЛОДОСТИ

Автор: Евгения СИДОРОВА

Фрагмент

Официальное советское искусство его не приняло. В последний период жизни художника лишили возможности участвовать в выставках. Он жил трудно, но в его мастерскую выстраивались очереди начинающих живописцев, стремившихся стать учениками Мастера. Фальк дружил с интеллигентными и талантливыми людьми: писателем Ильей Эренбургом, музыкантами Святославом Рихтером и Генрихом Нейгаузом, искусствоведом Александром Габричевским, литературоведом Борисом Шкловским, актером и режиссером Соломоном Михоэлсом и многими другими. Так, Рихтер писал, что Фальк "остался верен себе, был всецело в искусстве и победил время, пространство...".

 

 

В последний период жизни в России он, наряду с поэтами Анной Ахматовой и Борисом Пастернаком, музыкантами Генрихом Нейгаузом и Святославом Рихтером, был среди тех немногих, кто негласно своим творческим поведением противостоял политическому режиму. Поэтому художник остро нуждался в эмоциональной подпитке. И, очевидно, обрел ее в родном пейзаже, в близких людях, в первую очередь в Ангелине Щекин-Кротовой, Елизавете Потехиной, Раисе Идельсон, и в общении с молодыми ученицами, которые (А. Коган, Т. Сельвинская) оставили о нем воспоминания.

 


«Книжное обозрение», 21/05/2007.

 

Фрагменты

 

МОНТАЖ ИДЕАЛЬНОГО

Автор: КИРИЛЛ ЗАХАРОВ

Феномен под названием "Гульд" давно вышел за рамки только музыкальной культуры, вылившись в нечто общее и весьма трудноопределимое. Как и многие действительно оригинальные личности, он не допускал и не допускает посейчас никакого равнодушия к своей персоне. Относиться к Гульду с прохладцей равнозначно снобизму самого дурного тона. Беспорядочная восторженность или резкое неприятие в данном случае куда более уместны. Да-да, оказывается, Гульда можно не любить. Оказывается, можно считать, что он породнил исполнительское мастерство самого высокого уровня едва ли не с цирком.

Общеизвестно, что Гульд был большим причудником, и причуды его временами сильно отдавали трюкачеством. Он был слишком "не от мира сего", если здесь уместна какая-то градация. Его выходки, странный образ жизни, множественные скандалы и проч. заставляли морщиться не одного "ценителя"... Гульд отличался редкостной "нетрезвостью" в отличие, скажем, от своего почти постоянного "оппонента" - Святослава Рихтера. И самый далекий от музыки человек сразу же отличит размеренное, почти медитативное исполнение Рихтера от быстрой, странной, временами едва ли не сбивчивой виртуозности Гульда. Ах да, он еще и напевает во время исполнения...

 

 

Расширивший интерпретацию почти до импровизации, своими текстами Гульд неизбежно расширяет пределы восприятия читателя-слушателя, невольно заражая его. При всей любви своей к Северу Гульд бесконечно далек от невозмутимости. Диапазон его интересов - от Берда до Шенберга, от остинато до додекафонии, тонкость и парадоксальность его пристрастий - помнится, Рихтер весьма досадовал по поводу нелюбви Гульда к Шуберту - тем более притягательны, ибо окрашены огнем его личности. С особенной яркостью огонь этот вспыхивает в интервью и беседах, в том числе... и с самим собой. И в этом уникальном жанре успел поработать Гульд. Беседу Глена Гульда с Гленом Гульдом мы обнаруживаем во втором томе. Странно, что Гульд не сделал из нее радиопрограмму.


«Московская правда», 05/07/2007

"Я БЫЛ РОЖДЕН ДЛЯ МУЗЫКИ"

Автор: ЮРИЙ БЕЗЕЛЯНСКИЙ

Лидер мирового музыкального модерна

125 лет исполняется Игорю Стравинскому, выдающемуся русскому композитору и дирижеру, который стяжал славу во всем мире, кроме своей родины. Долгое время его считали "идеологом формализма и космополитизма". С его творчеством знакомились тайком. И лишь после визита в СССР в 1962 году со скрипом признали его величие как музыканта мирового уровня.

 

 

А вот мнение Святослава Рихтера: "Я отношусь к Стравинскому более чем положительно. Может быть, он даже самый... самый большой. Фигура вроде Пикассо. Если говорить о XX веке, имея в виду то живое, что он принес с собой, Стравинский, может быть, самый великий..."


«Нижегородские новости», 12/07/2007

 

Фестиваль с "русским акцентом"

Автор: Мария ФЕДОТОВА

Миллиардеры аплодировали нашему оркестру стоя

Симфонический оркестр Нижегородской филармонии вернулся из Германии, из города Кройта, где принял участие в международном фестивале памяти Олега Кагана.

- Фестиваль проходил в самом сердце Баварии, в курортном районе, где живут богатейшие, интеллигентнейшие и культурнейшие лица Германии, - рассказал вчера специально для "Нижегородских новостей" главный дирижер и художественный руководитель оркестра Александр Скульский. - Оттуда родом, например, Гельмут Коль. В городском парке установлена мемориальная доска, сообщающая, что здесь жил Томас Манн, и что именно в этих местах им написаны "Доктор Фаустус" и "Волшебная гора".

Мы выступили на одном из самых престижных фестивалей. Первым пианистом, принявшим в нем участие, был Рихтер. Художественный уровень фестиваля из года в год остается неизменно высоким, равно как сохраняется и его "русский акцент". Мы с Элисо Вирсаладзе сыграли полный цикл бетховенских концертов, и, таким образом, дали их русскую интерпретацию... на родине Бетховена. Рафинированная публика, миллиардеры, аплодировали нам стоя, и я выходил на поклон со смешанным чувством изумления и радости.

 

Кстати, сегодня исполняется ровно сорок лет, как Александр Скульский впервые встал за пульт Горьковской филармонии. В связи с этим он считает для себя фестивальные концерты и программу 13 июля в Нижегородской филармонии неким промежуточным итогом.



«Коммуна», 06/10/2007.

Бенефис. Юрий Анисичкин: Мы заложники музыки...

Автор: Анна ШАЛАГИНА

Вчера начал свой сорок седьмой сезон Воронежский театр оперы и балета. А сегодня снова в этих стенах праздник - пройдет бенефис главного дирижера заслуженного деятеля искусств России профессора ВГАИ Юрия АНИСИЧКИНА.

Главный дирижер Воронежский театр оперы и балета Юрий Анисичкин.

 

Наша беседа проходила накануне шестидесятилетнего юбилея маэстро.

- Дирижер - профессия редкая. Чем вы объясняете такой свой выбор и как пришли к профессии?

 

- Еще до того, как я начал заниматься дирижированием, много слушал музыки - постоянно носился с партитурами, сидел на репетициях чаще, чем на концертах. Мне даже отвели свое место в оркестре - было страшно интересно! А потом и педагоги подсказали, что стоит этим заниматься. И уже когда учился в Кишиневской консерватории, а затем в аспирантуре Московского института имени Гнесиных, мне довелось соприкоснуться с такими дарованиями, с такими по-настоящему большими талантами!.. Помню, например, как приезжал в Молдавию с концертами Святослав Рихтер. Аншлаг, конечно, полный, в зал не попасть. Так мы, студенты, сидели на сцене в трех-четырех метрах от фортепианного гения и заряжались его творческой энергией - аура ведь имеет свойство передаваться. Потом всегда бывало и много разговоров и обсуждений, споров. А сколько выступало молодых певцов на конкурсе имени М. И. Глинки, имена которых потом приобрели мировую известность...


«Рязанские ведомости», 16/11/2007.

Андалузский романс для тракториста из Путятина

Автор: Галина ЧЕРНОВА

Фрагмент

Он прозвучал в Рязанском художественном музее. В его главном, "парадном", зале, где обычно проводятся торжественные вернисажи, встречи с выдающимися мастерами изобразительного искусства... И различного рода музыкальные программы.

В этот раз выступал ансамбль классической музыки под руководством Александры Нероновой (г.Москва). Правда, не в полном составе: в Рязань прибыло трио - сама Неронова (фортепиано), Анна Денисова (скрипка) и Полина Арцис (меццо-сопрано). Коллектив молодой: Александра несколько лет назад закончила Гнесинский институт, Анна - недавняя выпускница Московской консерватории, Полина учится на первом курсе этого прославленного учебного заведения. Однако все три исполнительницы - уже титулованные особы, т.е. лауреаты всероссийских и международных конкурсов. Ансамбль выступает в столице, ездит по стране. На горизонте - гастроли в Германии и Швеции. Так что было кого послушать и что послушать.

Считается, что обычная публика, в отличие от меломанов, охотнее всего воспринимает хорошо знакомые ей произведения, что радость доставляет сам момент узнавания классической музыки. Действительно, быстрее откликнешься на бетховенскую "Лунную сонату", нежели на малоизвестное или новое сочинение. Но на сей раз рядовой слушатель словно бы изменил своей привычке. Да, буквально затаив дыхание внимал он Глинке, Чайковскому, Римскому-Корсакову, испанцу Пабло Сарасате... Однако прекрасно принял и залетевшую из-за океана мелодию Кролпа "Банджо и скрипка". Непривычные для русского слуха афроамериканские ритмы? Но пьеса была исполнена с таким задором!

После концерта народ подходил к столичным гостьям со словами благодарности и надежды вновь увидеть их в этом зале.

А почему не в концертном? Не нарушает ли классическую музейную тишину музыка -пусть даже и классическая? И не придумалось ли музейщикам стяжать лавры своих ближайших соседей - Есенинского зала и Камерного? Отнюдь. У каждого из этих "храмов искусства" - своя музыкальная "интонация". У художественного музея - и вовсе особая.

Она берет свое начало от "Декабрьских вечеров", которые родились в 80-е годы прошлого столетия в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С-.Пушкина. Их инициатором был великий пианист Святослав Рихтер, в них принимали и принимают участие выдающиеся музыканты, певцы, поэты, драматические артисты -наши и зарубежные. Возник, можно сказать, новый жанр художественной культуры. Ведь произошло не механическое соединение, а слияние разных искусств в единое целое, созвучие муз, усиливающее их воздействие на публику. Слушание "волшебных звуков" и созерцание живописи, графики, скульптуры настраивает на понимание прекрасного как гармонии мира.

"Декабрьские вечера" производили сильнейшее впечатление. Однажды в Пушкинском музее на концерте Рихтера присутствовал еще один гений, от точных наук, Петр Леонидович Капица. В перерыве основатель аж двух физик - низких температур и сильных магнитных полей, нобелевский лауреат, решительно шагнул к роялю и начал исследовать его - снаружи и даже заглядывая внутрь. Ну не может обычный инструмент иметь столь необычное, волшебное, звучание! Может. Если играет Рихтер. Да еще в окружении полотен великих художников.



«Культура», 13/12/2007

ИРИНА АНТОНОВА: "МУЗЕЙ - ЭТО ВСЕГДА УМЕНИЕ СДЕЛАТЬ ВЫБОР"

Автор: Елена ТИТАРЕНКО

Фрагменты:

Словно желая переставить акценты в столичной художественной жизни, кажется, сводящейся к калейдоскопу выставок, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина готовится к открытию новой постоянной экспозиции. Масштабы события трудно переоценить: обновлен контент всех доступных публике зданий музейного комплекса на Волхонке, где выстроились в единую линию цветаевско-клейновское Основное здание, Отдел личных коллекций и новая Галерея искусства Европы и Америки XIX - XX веков. Возникновение последней и дало импульс грандиозному переезду произведений искусства из запасников в залы, освободившиеся в "старом" здании Пушкинского музея. Мы попросили директора ГМИИ Ирину АНТОНОВУ рассказать о принципах нового показа коллекции музея, а заодно вспомнить, как создавалась прежняя постоянная экспозиция, которая просуществовала более 30 лет, с 1974 года практически до настоящего момента, и стала в сознании большинства из нас хрестоматийной. К слову, пользуемся возможностью на страницах газеты поздравить Ирину Александровну с недавним вручением ей престижнейшей награды Франции - ордена Почетного легиона, а также с награждением российским орденом "За заслуги перед Отечеством" - теперь уже высшей, I степени.

 

- Мне приходилось видеть запасники Лувра, Метрополитена и других музеев - они колоссальны. Экспозиция - всегда верхушка айсберга. Но я убеждена, что целиком все показывать и не нужно - вещи очень неравноценны. Широкая публика имеет определенный порог восприятия, нельзя ее перегружать. Надо уметь расставить акценты. Музей - это умение сделать выбор не только в приобретениях, но и в экспонировании. Помню, как Рихтер пришел на огромную выставку Тернера, посмотрел шесть картин... и пошел к выходу. "Куда вы, Святослав Теофилович, вы же завтра уезжаете?" - "Мне этого достаточно, я буду этим жить". Может быть, порой довольно и шести картин - в конечном счете значение имеет только потенциал восприятия. Иначе музей - это просто склад.