2008 

  1. С.Сергеев. «Муза не в обузу. Каждому - своя». «Известия», 14/01/2008.
  2. К.Обухова. «Культура. Петухи да гуси искусству не помеха». «Весть», 21/02/2007.
  3. М.Макарова. «Музыка их связала» (фрагмент).  «Литературная газета», 19/03/2008.
  4. Л.Степанец. «Скорей бы понедельник!». «Советский Сахалин», 04/04/2008.
  5. Е.Мушкина. «В поисках синей птицы». «Московская правда», 08/04/2008.
  6. А.Плетнев. «Окунаясь в мир Рихтера». «Московская правда», 15/04/2008.
  7. «Встретимся в филармонии». «Калининградская правда», 08/05/2008.
  8. Н.Ливанова, И.Малеев. «Культура. Вторая жизнь «Дома грёз»». «Весть», 01/08/2008.
  9. А.Золотов. «Голос-взор». «Культура», 04/09/2008.
  10. В.Юзефович. «Диктат власти и власть музыки» (фрагмент). «Культура», 18/09/2008.
  11. Ю.Генерозова. «Светолетописец». «Новгородские ведомости», 23/09/2008
  12. В.Ахломов. «Коньяк для Святослава Рихтера». «Известия», 16/10/2008.
  13. Е.Степанова. «Колокольчики и меццо – в дар за Нину Дорлиак». «Якутия», 11/11/2008.
  14. А.Малахальцев. «Большому артисту и «светоносному» человеку». «Республика Татарстан», 16/12/2008.

 

2009 

  1. Жания Аубакирова: «Я привыкла довольствоваться тем, что есть, и радоваться тому хорошему, что происходит». Spik, 15/01/2009 (Казахстан).
  2. Л.Панфилова. «Нас поженили Пушкин и Окуджава» (фрагмент). «Челябинский рабочий», 05/02/2009.
  3. Е.Мишина. «Предварительные итоги». «Культура», 26/03/2009.
  4. И.Мак. «Режиссер Андрей Хржановский: «Бродского могла сыграть Джина Лоллобиджида»». «Известия», 29/05/2009.
  5. В.Вахрамов. Кумиры. Дон Кихот в юбке. «Курская правда», 16/08/2009.
  6. В.Иванов. «100 лет со дня рождения  дирижера Соломона Фельдмана». «Самарские известия», 20/08/2009.
  7. Е.Кривицкая. «Эпоха Баршая». «Культура», 01/10/2009.
  8. «Не проходите мимо». «Известия», 16/10/2009.
  9. Д.Артемьева. «Сальери из Пензы». «Наша Пенза», 24/12/2009.

 

«Известия», 14/01/2008

МУЗА НЕ В ОБУЗУ. КАЖДОМУ - СВОЯ

 Автор: Станислав Сергеев

Фрагмент

В те же дни нашлось в газете местечко для нескольких строк Указа Президиума Верховного Совета СССР: "За выдающиеся заслуги в области советского искусства и исполнительское мастерство присвоить звание народного артиста СССР Рихтеру Святославу Теофиловичу". Это - на первой полосе, а на последней - фото пианиста и редакционная заметка "Играет Святослав Рихтер".

Указ последовал вслед за двухмесячными гастролями великого музыканта в США. Слава богу, было и нам чем удивить Америку. Безымянный рецензент, в котором без труда можно было узнать тогда начинающего, а впоследствии видного музыкального критика Андрея Золотова, так и писал: "Америка долго еще будет успокаиваться. Долго еще будет искать слова, эпитеты, сравнения. Искать и не находить. Такого триумфа здесь не помнят".

 

Муза волшебного искусства вдохновляла Святослава Рихтера еще 35 лет.


«Весть», 21/02/2007.

 

Культура. Петухи да гуси искусству не помеха

Автор: Ксения ОБУХОВА

Таруса - удивительный, уникальный город. С первого взгляда он кажется почти не тронутым урбанизацией уголком русской природы, окаймленным старинными деревянными домиками. И первое впечатление верно. Таруса и сейчас очень мала и как-то по-старорежимному уютна, но при этом очень отличается от других старинных русских городков. Ведь по насыщенности творческой жизни, по количеству культурных событий на душу населения Таруса опережает даже многие областные центры. Ежегодно здесь устраивается праздник Марины Цветаевой, фестиваль документальных фильмов "Берега", выставка "Москва-Таруса" и многое другое.

Чем же обусловлено такое коловращение культурной жизни? Во многом тем, что Таруса долгие годы является местом встреч московских художников, поэтов, музыкантов. Некоторые приезжают в город на лето, другие живут тут практически постоянно.

Одно из основных мест, где собираются деятели искусства, - Тарусская картинная галерея. Уже 45 лет она является центром культурной жизни города. В основу ее коллекции легли произведения живописи и декоративного искусства, завещанные Тарусе московским ученым-агрономом Николаем Петровичем Ракицким. Сейчас среди множества экспонатов галереи есть работы таких выдающихся русских мастеров, как Б.Кустодиев, М.Врубель, И.Айвазовский, А.Остроумова-Лебедева. В галерее большое собрание работ художников, связавших свою жизнь с Тарусским краем: В.Поленова, В.Борисова- Мусатова, А.Ржевской, известного анималиста В.Ватагина.

Тарусская картинная галерея - филиал областного художественного музея, но это не мешает ей жить самостоятельной творческой жизнью. Ее коллектив во главе с директором Еленой Владимировной Вареновой дружит со многими московскими художниками: Эдуардом Браговским, Натальей Нестеровой, Ириной Старженецкой, Максом Бирштейном, Николаем Ватагиным... Многие из них, помимо Тарусской картинной галереи, выставляются в Москве и за рубежом, и не один музей областного масштаба мечтает заполучить их работы. В Тарусе же знаменитые московские художники постоянно устраивают вернисажи и дарят галерее свои произведения.

Не только выставки работ художников и скульпторов проводятся в галерее. До недавнего времени она была известна еще и своими музыкальными вечерами. В ее залах проходил фестиваль памяти великого пианиста Святослава Рихтера, большого поклонника здешних мест. Собственно, этот фестиваль возник как продолжение традиции, заложенной самим Рихтером, который при жизни ежегодно выступал с концертами в здании галереи. Со временем фестиваль покинул ее стены. Однако сотрудники галереи по-прежнему стараются как можно чаще организовывать музыкальные вечера в ее стенах. Так, в прошлом году, в июне, там прошел концерт скрипичной музыки Леонида и Петра Лундстремов.

45 лет - это, конечно, не самая круглая, но все же юбилейная дата. В честь нее галерея запланировала ряд интересных мероприятий. В марте в Калужском художественном музее пройдет выставка работ из фондов Тарусской галереи. А в июле в Тарусской галерее будут показаны произведения калужских художников.

Когда-то Николай Заболоцкий в стихотворении "Городок" написал: "Ой, как худо жить Марусе в городе Тарусе! Петухи одни да гуси, Господи Иисусе!" В том, что касается петухов и гусей, поэт был прав. В Тарусе и сейчас можно встретить их, по-хозяйски гуляющих по улице. Однако в городе сложилась удивительная творческая атмосфера, уже многие десятилетия привлекающая художников, поэтов, писателей, музыкантов. И уж им-то тут точно не скучно. Им тут интересно.

"Нашим отечественным Барбизоном" называл Тарусу писатель Константин Паустовский. "Таруса, - писал он, - сделалась своего рода творческой лабораторией и приютом для людей искусства и науки". И в наше время этот маленький городок на Оке остается такой лабораторией.


Фрагмент:


«Советский Сахалин», 04/04/2008.

СКОРЕЙ БЫ ПОНЕДЕЛЬНИК!

Автор: Л. СТЕПАНЕЦ

Римма Александровна без малого полвека живет на Сахалине и столько же трудится в Сахалинском колледже искусств, причем со дня его открытия еще в качестве музыкального училища. Одним из первых директоров этого учреждения был ее муж - Николай Алексеевич Сотниченко. Более 20 лет он отдал этой работе. Делая ставку на собственных выпускников, получивших высшее музыкальное образование, он создал высокопрофессиональный творческий коллектив, который до сих пор сохраняет свои лучшие традиции и служит искусству. В его составе, как и прежде, великолепный музыкант, талантливый педагог, кавалер ордена "Знак Почета" Р. Новокрещенцева, воспитавшая немало достойных учеников. 6 апреля она отмечает свой юбилей. Накануне этого события с ней встретился наш корреспондент.

- Римма Александровна, ваши коллеги рассказали о вашей любви к понедельникам, а ведь в народе за ними закрепилась слава "дней тяжелых"...

- Я действительно с нетерпением жду каждого понедельника, чтобы после выходных с радостью идти на работу. Конечно, в мои годы уже болячки одолевают, повышенное давление... Но прихожу в класс - и прекрасно себя чувствую, ничего не болит. Нравится работать, общаться со взрослеющими подростками. Вам рассказать, так вы не поверите, сколько я предметов веду: специальное фортепиано, камерный класс, концертмейстерские классы и практику, изучение педагогического репертуара, читаю лекции. Особенно люблю курс "Мир фортепианной музыки". В нем столько интересного: от истории создания фортепиано, клавира, появления полифонического и классического стилей исполнительства до творчества зарубежных и русских композиторов разных эпох. А имена-то какие! Шуберт, Шуман, Шопен, Прокофьев... Рассказывать о них детям такое удовольствие! Лет своих не ощущаю, и вообще жить интересно.

- Откуда такая любовь к музыке? В вашем роду кто-то имел к ней отношение?

- Нет. Мама была инструктором кройки и шитья, а отец - инженером-строителем, участником гражданской войны в роли медбрата. Рассказывал, что во время мирных передышек пытался играть на тромбоне, бог весть откуда оказавшемся в лазарете. Но вряд ли этот эпизод из жизни отца сказался на моем тяготении к музыке. Семья жила бедно, инструмента не было, поэтому даже не возникало мысли учиться музыке. Но моя мама была близкой подругой Анны Павловны Рихтер, а у нее рос сын Святослав (в детстве мы называли его Светиком). В их доме постоянно звучала фортепианная музыка. Светик разучивал новые произведения и по вечерам собирал нас на домашние концерты, иногда рассказывал сюжеты произведений, историю их создания. Святослав тогда уже подавал большие надежды как пианист - учился, работал в Одесском оперном театре концертмейстером, его приглашали на встречи с артистами. Все это впечатляло и просвещало.

А пианино в нашей семье появилось по печальному поводу. Начались репрессии 1937 - 38 годов. После арестов людей, оказавшихся у власти под подозрением, их родных, как правило, переселяли из больших квартир в маленькие комнаты. Уплотняли, как тогда говорили. Одни наши приятели оказались в такой ситуации и попросили моих родителей принять их инструмент, не помещавшийся в тесную каморку переселенцев. На этом пианино я училась играть, и так мне понравилось это занятие, что за два с половиной года в музыкальной десятилетке для одаренных детей освоила программу пяти классов.

- А где вас застала война?

- В родной Одессе. В оккупированном немцами городе продолжала учиться у профессора Одесской консерватории Марии Ипатьевны Рыбицкой, ученицы знаменитой пианистки М. Есиповой. Муздесятилетку закончила в 1944-м. Мне крупно повезло, что все годы училась только у одного педагога. Так бывает крайне редко. В консерваторию меня приняли без вступительных экзаменов. После ее окончания 7 лет вместе с мужем, тоже музыкантом, работала в Украине, последние годы - в Ужгороде. Случалось, с педагогами и учениками тамошнего училища с концертами выезжали в Венгрию и Чехословакию.

- Почему вдруг западное Закарпатье вы сменили на Дальний Восток?

- Наш быт был не устроен, снимали жилье, а так хотелось своего угла. Помню, не было у нас ни скатерти, ни покрывала. Над кроватью в квартире хозяйки мы с мужем повесили большую географическую карту СССР. С той стороны, где лежали подушки, на ней располагался Дальний Восток. Просыпаясь по утрам, я часто разглядывала на карте Приморье, Сахалин. Однажды в поисках работы и жилья написали на остров письмо, получили положительный ответ. И через всю страну поездом поехали до Владивостока, а затем на пароходе прибыли на Сахалин и приросли к нему всем сердцем сразу и бесповоротно.

- А как же родина?

- Не скажу, что не люблю Одессу, это очень своеобразный город. Там сохранилась родительская квартира, туда езжу практически каждый год. Но возвращаться в северное Причерноморье с Сахалина навсегда мне никогда не хотелось и не хочется. Да и гражданство у меня российское. Пожалуй, самое главное в том, что на острове мы с Николаем Алексеевичем были очень востребованы как специалисты. Сейчас часто думаю о том, как мы только выдерживали огромные нагрузки в первые годы существования училища. Трудились при шестидневной рабочей неделе по 60 учебных часов. На домашние дела приходилось одно воскресенье. Теперь понимаю, что такая работа, наверное, была неосознанной халтурой, ведь столько часов с максимальной отдачей обучать невозможно. Но желающих учиться музыке тогда было много, мы старались. До перестройки в области было 37 детских музыкальных школ, и наше училище смогло стопроцентно укомплектовать их своими кадрами.

- Что огорчает вас сегодня?

- То, что такую работу надо начинать, по сути, заново. В последние годы из-за финансовых проблем произошел сильный отток кадров. В детских музыкальных школах и школах искусств не хватает пианистов, теоретиков. Вот на днях вернулась из командировки в Охинский район, где проходила аттестацию городская музыкальная школа. Помню ее еще новенькой, построенной по типовому проекту, с отличным преподавательским составом. Сегодня там работают настоящие профессионалы, но таким малым числом! На втором этаже здания закрыты все классы в отсутствие педагогов. Обидно и больно видеть такое запустение. Разочарование возникает еще и потому, что родители не хотят (в большинстве своем), чтобы наши выпускники становились музыкантами, педагогами. Ведь на их профессиональное образование в общей сложности затрачивается 16 лет, и далеко не сразу виден результат. Поэтому даже талантливые ученики охотнее идут в юристы, менеджеры, банкиры...

- Сколько учеников вы выпустили?

- Более пятидесяти, наверное. Ведь за этим стоит кропотливая индивидуальная работа. Есть среди них заслуженный артист Украины Валерий Карпов, заслуженный педагог Сахалинской области, руководитель корсаковского детского фольклорного ансамбля "Бабушкины песни" Марина Головченко, преподаватель музыки балетной школы новозеландского Окленда Н. Хван, очень разносторонний музыкант Владимир Вереникин... Да разве всех перечислишь?

- Каковы ваши педагогические принципы?

- В моей жизни был пример педагога доброго, внимательного, интеллигентного, и я ему следую. Моя специальность научила меня терпению, и это несмотря на мой южный темперамент.

- У вас, наверное, большая фонотека?

- Нет. В коллекции только записи фортепианных концертов Рихтера. Это был настоящий исполнитель, титан, мыслитель. Есть музыканты, которые в своем творчестве любуются тонким кружевным исполнением пианистических мелочей. А Святослав Рихтер масштабно, как будто взглядом сверху, охватывал произведение, проникая в его глубину. Слушаю записи его концертов и каждый раз удивляюсь таланту.

- Вам доводилось встречаться с ним в зрелые годы?

- Да, во время отпусков посещала его концерты. Когда он бывал на зарубежных гастролях, то иногда присылал открытки с видами городов. Они приходили из Франции, Италии. Приезжал Рихтер и на Дальний Восток, жаль только, что до Сахалина не добрался. Как профессионал он оставил очень яркий след в моей судьбе. И вообще я счастливый человек, работаю в замечательном творческом коллективе.

- Все мы выносим для себя какие-то жизненные уроки. Какие они у вас?

- Жить светло, ясно, по законам добра, преодолевая все трудности. Этому научили не только люди, но и музыка. В ней есть все оттенки чувств, есть ирония, насмешка, дерзость и даже сарказм , но в ней нет жесткости, разрушительной энергетики. А это важно, особенно для нашего времени.

 


«Московская правда», 08/04/2008

В ПОИСКАХ СИНЕЙ ПТИЦЫ

Автор: ЕЛЕНА МУШКИНА

Они стояли на сцене концертного зала в Варшаве, великий Святослав Рихтер и делавшая головокружительную карьеру Галина Писаренко. Взволнованные, счастливые. Подошло к концу зарубежное турне. И вот фестиваль "Варшавская осень", вокальный цикл Кароля Шимановского "Песни безумного муэдзина". Шквал аплодисментов. И цветы, цветы... Их протягивали из зала, их передавали прямо на сцене.

Публика благодарила артистов, артисты благодарили друг друга. Из огромной охапки цветов Галя вытянула желто-коричневые хризантемы: "Святослав Теофилович, это вам!" Рихтер отказывался, певица настаивала: "Они самые красивые!" И тут Рихтер не выдержал: "Галя, это же я вам подарил. Только что. Рад, что понравились..."

На фестивале их дуэт получил главный приз "Орфей".

О творческом пути народной артистки России повествует книга Г. Снитовской "Певческий дар: Галина Писаренко". Эту богато иллюстрированную книгу выпустило издательство "Элекс-КМ".

Автор и героиня - друзья, добрые, давние. Познакомились десятки лет назад, и с тех пор вместе - на концертах, на репетициях, в поездках, на творческих встречах. Галина рассказывает, что с детства мечтала о пении. Но, окончив школу, поступила в институт международных отношений. Настояла бабушка, воспитавшая Галю после смерти ее родителей: "Надо иметь надежную профессию".

 

         Я помню чудное мгновенье,

         Передо мной явилась ты,

         Как МГИМОлетное виденье...

 

Да, учеба в МГИМО оказалась мимолетной. Будущая дипломатия сдалась под натиском музыки. Сдалась и бабушка. Консерватория - вот Галино призвание.

 

 

Храм музыки покорился не сразу. Но она была настойчивой. И наконец 92-й выпуск Московской консерватории, первое упоминание в прессе. "Многие получили дипломы с отличием. Среди них певица Галина Писаренко".

На следующий год первый успех - Золотая медаль в Хельсинки, на международном фестивале молодежи и студентов. И почти сразу же - первый сезон в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Так началась "трехдесятилетняя опера" Галины Писаренко, исполненная вдохновенно, на одном дыхании, без отдыха и перерывов. Бесконечные гастроли, постоянные репетиции... Всю жизнь с благодарностью вспоминает Писаренко своего первого и единственного педагога профессора Нину Львовну Дорлиак, жену Святослава Рихтера. "Это радость и счастье иметь такую ученицу", - сказала как-то Нина Львовна. С тех пор они работали вместе, Дорлиак и Писаренко. А потом, как подарок судьбы, - работа с Рихтером.

Послужной список певицы, оперной и камерной, поражает: около 40 спетых партий! Среди них Елена Прекрасная Оффенбаха, Иоланта Чайковского, Микаэла Бизе, Манон Массне, Мими Пуччини.

И, конечно, Татьяна. "Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал ее", - вспоминал П. Чайковский о музыке к "Евгению Онегину". Зал тоже трепетал, когда Писаренко появлялась на сцене в образе Татьяны. Кто бы ни был ее партнером - Георг Отс, или Андрей Федосеев, или Юрий Мазурок, где бы ни шел спектакль - на сцене Большого театра или Музыкального - всегда ее пение доставляло наслаждение.

В 1999 году появилась еще одна сцена: Галину Писаренко пригласили в театр "Новая Опера" Евгения Колобова. Здесь она создала трагический образ Маддалены в одноименной опере С. Прокофьева. Первый сезон театр открыл в Италии. А потом партия Маддалены прозвучала на Декабрьских вечерах в Москве.

Особую роль в жизни певицы занимает музыка Моцарта. И не только потому, что в ее репертуаре много партий из его опер. Однажды во время гастролей по Германии Галина Алексеевна познакомилась с членами немецкого Моцартовского общества. Удивлялись: "В России, где так часто звучит музыка Моцарта, нет Общества, посвященного композитору!" И певица дала себе слово - создать его.

В 200-ю годовщину смерти композитора состоялось торжественное открытие Московского общества любителей музыки Моцарта. Естественно, президентом была выбрана Галина Писаренко, оперная и камерная певица, лауреат престижных международных конкурсов, профессор Московской консерватории.

"Петь - это очень трудно, - писал И. Козловский. - А уж учить пению можно только по приговору суда". Нет, суд не рассматривал вопрос, быть ли Писаренко педагогом. Она сама вынесла себе "приговор". Еще в студенческие годы поняла: преподавание - тоже творчество, причем творчество многогранное.

Более 30 лет ведет она класс в консерватории. И как когда-то Нина Дорлиак, говорит о своих студентах: "Счастье иметь таких учениц". Автор книги Г. Снитовская побеседовала с некоторыми. Это сделало образ их преподавательницы еще более привлекательным, разносторонним.

По одежке встречают, по уму провожают... Красиво изданная книга читается на одном дыхании. Прекрасен образ русской певицы, с детства мечтавшей о сцене.

Что ж, мечта осуществилась? Вот что говорит сама Галина Писаренко: "Конечно, моя певческая судьба счастливая. Но многое не удалось, поверьте, это не кокетство. Многое не сделано. Ну, а мечта... Мне кажется, мечту осуществить не дано никому. Эту синюю птицу поймать нельзя. Но я работаю, а работа не пропадает..."


«Московская правда», 15/04/2008

 

ОКУНАЯСЬ В МИР РИХТЕРА

Автор: АЛЕКСАНДР ПЛЕТНЕВ

С каждым годом интерес к Святославу Рихтеру возрастает и в нашей стране, и за рубежом, настолько необъятной и многогранной оказалась его личность. Все, к чему прикасались руки Рихтера, оказалось отмеченным печатью гениальности. Он мог стать композитором, дирижером, писателем, художником. А вместе с тем он был велик и прост одновременно.

К материальному наследию Святослава Рихтера принадлежат его записи, насколько идеально музыкально исполненные, настолько совершенные по записи. Хотя сам он в воспоминаниях ругал свои записи и предлагал оставить только избранные (вот это точно шедевры). Зная его сверхтребовательность к себе, можно не сомневаться, что и от звукозаписывающей индустрии он требовал наивысших характеристик. И если чувствовал где-то фальшь, то запись не производилась.

В его мемориальной квартире, существующей как отдел ГМИИ имени Пушкина, по обстановке, вещам, предметам искусства можно представить атмосферу этого гостеприимного дома, ощутить царивший здесь дух высокой культуры. Здесь Святослав Теофилович собирал друзей, актеров, художников. Слушали записи, звучала живая музыка, ставили любительские театрализованные представления, сочиняли программы, которые так любил хозяин. В квартире проходили выставки "неофициальных" художников, которые становились событием в неофициальной художественной жизни Москвы. Хозяин квартиры сам занимался продумыванием экспозиции и развеской картин. Здесь он работал, и это слышал весь дом, несмотря на специально выполненную звукоизоляцию. Святослав Теофилович вселился сюда в 1970 году. Предоставим слово работнику мемориальной квартиры Святослава Рихтера Людмиле Эрнестовне Кренкель.

- Наш музей пользуется большим успехом. У нас в прошлом году побывало 1500 человек, для квартиры это очень много. Потому что у нас проходят концерты, мы привлекаем, продолжая традиции Святослава Теофиловича, много талантливой молодежи. У нас очень разнообразные программы. Этот год объявлен Годом семьи, и у нас выступала семья Берлинских. Три поколения этой семьи: сам Берлинский - виолончелист, его дочь и внучка - пианистки. За десять без малого лет существования квартиры (а открылась она в 1999 году) у нас побывали гости из ближнего зарубежья, Европы, Америки, Азии. Мы показываем им фильмы о Святославе Теофиловиче, которых, к сожалению, очень мало, так как он не любил сниматься, выступать по радио. Он считал, что музыку надо слушать, а не говорить о ней.

И, конечно, в квартире всегда звучат аудиозаписи Рихтера. В основном они обнаружены у коллекционеров и почитателей рихтеровского таланта. Свято сохраняются традиции дома, к которым относятся домашние концерты. На них выступают известные отечественные и зарубежные исполнители и талантливая молодежь. Здесь, в большой комнате, Рихтер репетировал с молодыми Ю. Башметом, В. Третьяковым, которые теперь стали всемирно известными музыкантами.

Из феноменального разнообразия дарований Рихтера менее всего широкой публике известно его увлечение фотографией. В квартире есть небольшая экспозиция его снимков. Бытует мнение, даже среди очень близкого окружения Святослава Теофиловича, что он ненавидел все связанное с техническим прогрессом - "он вздыхал о свечах и каретах, самолет для него не существовал вообще:". А фотоаппараты он покупал и интересовался их техническими характеристиками.

Одна из комнат квартиры отведена для сменных экспозиций пастелей Святослава Теофиловича. Он "видел музыку" и "слышал живопись". Часто, работая над каким-нибудь произведением, он ставил на мольберт репродукцию картины, которая ассоциировалась у него с исполняемой музыкой. Был случай, когда Рихтер заинтересовался качественным звуковоспроизведением в домашних условиях. Вот что рассказал Леонид Владимирович Нефедов:

- В самом начале 70-х годов я работал и до сих пор работаю в Институте ядерной физики при МГУ инженером-электронщиком. Пригласила меня сотрудница с биофака МГУ, она общалась с семьей Рихтеров. Меня попросили посмотреть его аппаратуру, которая, как сказали, была неисправна. Я увлекался электроникой, схемами, звукозаписью и поэтому согласился. Но когда я увидел эту аппаратуру, то был полностью сражен. Ничего подобного мы тогда и в глаза не видели: в комиссионных такой аппаратуры никогда не было. Красивые деревянные корпуса усилителей с индикаторами, большие колонки, проигрыватель - эта аппаратура тогда стоила баснословные деньги. Хозяин сравнил два усилителя, ламповый двухтактный на очень редких лампах и новейший транзисторный, и интересовался, почему они звучат по-разному. По его словам, транзисторный усилитель неправильно воспроизводил отдельные ноты, часть нот не было слышно. Я проверил работу двух усилителей, они были в абсолютной исправности. Измерительные приборы, да и вся электроника пасовали перед идеальным слухом Рихтера. Пришлось сказать ему, что транзисторы в силу своей специфики не могут воспроизвести правильно такие высокие частоты и я здесь бессилен.

Каждая мемориальная квартира - это срез времени, моментальное фото эпохи. Но мир, который создал здесь Рихтер, совершенно уникален - это мир творчества и взаимопонимания, и это стоит увидеть.


«Калининградская правда», 08/05/2008

 

ВСТРЕТИМСЯ В ФИЛАРМОНИИ

В Калининградской филармонии продолжается Второй международный фестиваль искусств "Русская музыка на Балтике". 15 мая нас ждёт выступление московского пианиста, лауреата международных конкурсов заслуженного артиста России Сергея Мусаеляна. Он исполнит фортепианные сонаты Бетховена и Прокофьева, а также знаменитые "Картинки с выставки" Мусоргского.

У Мусаеляна свой, ни на чей не похожий стиль игры, свой особый путь в исполнительском искусстве. Он преимущественно романтик и в тоже время феноменальный виртуоз. В год окончания Московской консерватории Мусаелян стал лауреатом Международного конкурса пианистов в Португалии и сразу же получил приглашение на гастроли в Швейцарию. По ходатайству великого Святослава Рихтера, восхищенного игрой молодого пианиста, тот был принят солистом в Госконцерт, гастролировал по стране и за рубежом, получая восторженные отклики прессы и критиков.

В конце 90-х маэстро несколько лет не выступал. Это было время напряженной творческой работы, подготовки новых программ, записей, съемок совместно с Политковским документального фильма "Успех". Возобновив активную концертную деятельность, Мусаелян вновь и вновь подтверждает сказанное о нем в свое время Святославом Рихтером: "Сергей Мусаелян - талантливый пианист с шикарной техникой, ярким темпераментом, красивым звуком".

"Калининградская правда" приглашает читателей принять участие в конкурсе, ответив на наш вопрос по телефону: 93-55-47 сегодня с 10.30 до 11.00. Награда - пригласительный билет на два лица на концерт.

Вопрос: "Картинки с выставки" - широко известная сюита из 10 пьес с интермедиями, созданная Мусоргским в 1874 году в память о талантливом русском художнике и архитекторе после посещения посмертной выставки его рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов". Назовите имя этого художника.


«Весть», 01/08/2008

КУЛЬТУРА. ВТОРАЯ ЖИЗНЬ "ДОМА ГРЁЗ"

Автор: Наталия ЛИВАНОВА, Игорь МАЛЕЕВ

Центральным событием Тарусского музыкально-художественного фестиваля имени Святослава Рихтера из года в год становится концерт у творческой дачи великого пианиста, известной под названием Дом Рихтера на Оке. Трёхэтажный бревенчатый сруб с высокими окнами, открывающимися и на необыкновенно красивые окские дали, и на дубовые заросли вплотную подступающего к дому леса, был любимым местом уединения Святослава Теофиловича. Здесь вечерами звучала его музыка, здесь рождались новые шедевры поэзии, писались картины. Это был уголок искусства на лоне природы. Сюда приезжали друзья музыканта и вместе с ним пили деревенское молоко, мечтали о будущем творческого посёлка для молодых талантов. Во времена Рихтера здесь всё дышало очарованием простоты жизни и вдохновением...

Однако и теперь этот осиротевший после смерти Святослава Теофиловича дом продолжает жить. И не только воспоминаниями - каждое лето он снова встречает гостей. Раскрытые глаза его высоких окон ежегодно видят сотни людей, съезжающихся в этот потаённый уголок земли Калужской с одной целью: в священном месте, где творил великой маэстро, услышать прекрасную музыку в исполнении сегодняшних мастеров.

Шестнадцатый тарусский Рихтеровский фестиваль, несомненно, запомнится и этим единственным концертом у Дома Рихтера. Двадцать восьмого июля над Окой в такт плавному её течению разливался джаз: на третий день фестиваля организаторы пригласили квартет Игоря Бутмана.

Исполнителей встречали овациями и букетами садовых цветов с тарусских дач. А они сыграли то, что посчитали нужным сыграть в непринуждённой обстановке летнего фестиваля. Это были джазовые импровизации на известные мелодии: песню трубадура "Луч солнца золотого" из мультипликационного фильма "По следам бременских музыкантов", "Самме тайм" Джорджа Гершвина, попурри из известных детских мелодий. Звучало здесь и собственное сочинение Бутмана "Ты получил email", и ещё многое другое. Очарования концерту добавляли и деликатные шутки маэстро. Например, совсем неоднозначно он отозвался об уже не существующем РАО ЕС, благодаря которому в Доме Рихтера появилось электричество (при жизни маэстро дом освещался лишь свечами), и музыканты теперь имеют возможность использовать современную аппаратуру. Но в то же время это негативно отразилось на первозданной природной красоте окских берегов, которая вдохновляла Рихтера.

В этом году музыка торжествовала у дома на Оке полтора часа. Солнце пряталось за тучами, жары не было, скорее наоборот, отчего гостям устроители фестиваля даже стали предлагать шубы, одеяла и куртки. Зато дождь подождал. Первые его капли упали на землю лишь тогда, когда Игорь Бутман и участники его группы раздали многочисленные автографы и сфотографировались на память со всеми желающими.

На вопрос, насколько комфортно было играть на устроенной перед Домом Рихтера сцене - дощатом помосте, Игорь Бутман ответил:

- Это одна из лучших сцен, на которых я играл. Звук получается очень естественным и, так как дом расположен позади исполнителей, идёт вперёд, прямо на зрителей. Как джазовому музыканту мне часто приходится играть на открытом воздухе, и я сразу заметил достоинство этой сцены.

- Чем для вас является Святослав Рихтер?

- С именем Рихтера связано начало моей музыкальной деятельности. Мой дед Николай Иванович Ливанов, музыкант-хоровик, всегда с благоговением говорил о Рихтере. В детстве я не слышал Святослава Теофиловича, но в зрелом возрасте прослушал многие записи и оценил его искусство.

- Как вы относитесь к тому, что у дома, в котором Рихтер искал уединения, теперь проходят концерты, собирающие сотни людей?

- Дом, где жил Рихтер, теперь достояние многих. Место это словно намоленное, святое. Здесь дух великого человека, воспоминания о нём. Прекрасно, когда наследие, оставленное великими деятелями искусства, становится для потомков религией.

Концерт у Дома Рихтера на Оке - это особое фестивальное явление. Сюда стремятся попасть истинные поклонники музыкального искусства, те, кто лично знал и помнит Святослава Теофиловича. Среди зрителей здесь всегда Белла Ахатовна Ахмадулина и Борис Асафович Мессерер.

- Святослав Теофилович построил этот фантастический дом на берегу Оки, где музыка соотносилась с природой, нуждающейся в человеческой ласке. Мысль Рихтера здесь передаётся всей природе: и Оке, и дубравам, - рассказывает журналистам Белла Ахатовна. - И мы когда-то жили здесь и были счастливы. Это дом-грёзы. То, что благодарные люди приходят сюда сегодня, хорошо. Остаётся надеяться только на то, что их чувства и помыслы высоки и безгрешны.

- Это то место, где все компоненты прекрасны, - добавляет Борис Асафович. - Мы находимся в дивном месте. Я помню время, когда дом только строился, а теперь здесь в память о Святославе Рихтере звучит современная музыка. И прекрасно, что возникла такая традиция - не сухая, не вымученная, а настоящий праздник, праздник искусства.

У Дома Рихтера на Оке побывали Наталия ЛИВАНОВА и Игорь МАЛЕЕВ


«Культура», 04/09/2008

ГОЛОС-ВЗОР

Автор: Андрей ЗОЛОТОВ

К 100-летию со дня рождения Нины Дорлиак

Голос Нины Дорлиак звучит из мировой тишины, пение обращено к миру в одном тебе. Поющий голос "всматривается" в тебя. Голос-взор! "В непостижимом этом взоре, /Жизнь обнажающем до дна, /Такое слышалося горе, /Такая страсти глубина!.." Голос Нины Дорлиак будто рожден поэзией Тютчева - бескорыстной и пророчески нежной. Сотканный из порывов страсти и умиления, погруженный в свет красоты, голос Нины Дорлиак звучит как память о красоте возможных человеческих отношений. Ей была внушена сила духа на дальнюю дорогу, на долгие времена. У нее был дар влиять на состояние умов и атмосферу в искусстве.

Сравнительно немногие звукозаписи сохранили для нас звучание голоса Нины Дорлиак. Хочется произнести: и голоса Святослава Рихтера, аккомпанировавшего ей на рояле. Звукозаписи сохранили для нас их ансамбль. С самых первых концертов Нины Дорлиак с ней выступали замечательные пианисты. Среди них были и признанные концертмейстеры Нина Мусинян, Абрам Дьяков, Борис Абрамович, Вера Шубина. Были и выдающиеся пианисты-солисты, которые лишь время от времени выступали с певцами (Константин Игумнов, Александр Гольденвейзер, Мария Юдина, Мария Гринберг). Однако в 1943 году случилось событие, определившее всю дальнейшую художественную и личную судьбу Нины Дорлиак. Святослав Рихтер, молодой, уже широко известный в музыкальных кругах, предложил ей выступить вместе в концерте. Это случилось после похорон Владимира Немировича-Данченко. Волнуясь, Святослав Теофилович сказал Нине Львовне: "Я бы хотел дать с вами концерт". Она спросила: "По отделению? Отделение - вы, и отделение - я?". "Нет, - ответствовал Рихтер, - я хочу вам аккомпанировать".

Их первый совместный концерт в Москве состоялся в 1945 году. Это был авторский вечер Сергея Прокофьева. Рихтер и Дорлиак, Дорлиак и Рихтер исполнили ахматовский цикл Прокофьева. В течение всей своей долголетней концертной поры они много, на редкость последовательно и с любовью исполняли Прокофьева, поддерживали его, утверждали.

Те, кто будет слушать записи Нины Львовны, услышат в исполнении Дорлиак и Рихтера романсы Глинки, "Детскую" Мусоргского, романсы Даргомыжского, сочинения Баха и Моцарта, французских композиторов Векерлена, Дебюсси, французские народные песни. Услышат и гениальную музыку Шумана и Шуберта. И всякий раз душа слушающего отзовется каким-то особенным чувством и особенным сочувствием к композитору, к его сочинениям и к артистам - Нине Дорлиак и Святославу Рихтеру, в исполнении которых музыка эта стала жизнью, притом жизнью сегодняшней и необходимой.

Когда слушаешь в исполнении Дорлиак и Рихтера "Детскую" Мусоргского, словно видишь перед собой и ребенка малого, и бабушку, и самого автора, что сочинил и музыку, и слова этого цикла и который с изумительной тонкостью и неожиданной смелостью воплотил мир детской как трепетно тонкий, неожиданный, ни на что не похожий волшебный и драматический большой мир.

Когда Нина Дорлиак поет Баха, время, кажется, останавливается и дает нам возможность задуматься над происходящим, обратить взор к небу и своей душе. Удивительная монументальность и в то же время недоступная простота в легком дыхании Нины Дорлиак и неслышном, могучем полете рихтеровских крыльев, несущих голос певицы в высь небес, к глубинам сердца человеческого.

Шумановский романтизм у Дорлиак и Рихтера настолько изыскан, тонок, блистает такой силой чувства, напряженностью страдания, что мы понимаем: любовь Поэта - испепеляющая страсть, а не художественные "красоты". Это изживание себя в подлинном чувстве, а не романтический флер красивости, прикрывающий трагедии реальной жизни.

Но вот Шуберт. Здесь у Дорлиак и Рихтера совершенно поразительное соединение классического и романтического чувства, поселенных вместе в простоте жизни. Стоит услышать, как "поют" шубертовское "Прощание" Нина Дорлиак и Святослав Рихтер, и вы сознаете, чувствуете сразу всю завершенность жизненного цикла, включающего в себя "начала" и "концы", встречи и прощания, вечную красоту, приближение к ней и удаление от нее.

Клод Дебюсси отметил в "Детской" Мусоргского какую-то "лихорадочную правдивость в манере выражения". Вот эта "лихорадочная правдивость в манере выражения" есть и у Нины Львовны Дорлиак.

Многообразие и спонтанность в выражении чувств, разных чувств, неожиданных чувств, оттенков чувств, совершенная свобода и четкое, даже жесткое внутреннее ощущение формы, явленной композитором именно в этом его произведении, - все это могла выразить Нина Дорлиак своим легким, сильным и чрезвычайно выразительным голосом.

Ее появление на сцене всегда рождало ощущение красоты и необычайности. Ее пребывание на сцене, ее пение под аккомпанемент Святослава Рихтера являло собой удивительный акт открытия человеческой души в музыке и одновременно дарило нам представление о композиторе, о его произведении в каком-то символическом, непорочном, "незахватанном", чистом облике, идеальном состоянии души.

Искусство Нины Дорлиак - чистое искусство. И истинная жизнь искусства. Настоящее художественное откровение - ее обращение со словом. Слово и музыка в ее пении-переживании соединялись не механически, а глубоко внутренне. Музыка, слово и личность певицы были проникнуты единством смысла.

Поразительная артистическая естественность, изысканная простота, обезоруживающая красота переживания - и великий дар сопереживания, сочувствия людям вокруг нее и человеческим судьбам и характерам, становившимся совершенно живыми в ее вдохновенном пении, когда обращалась она к Глинке или Дебюсси, Шуману, Рамо, Мусоргскому, к обожаемому ею Дмитрию Шостаковичу. В пении своем она не пыталась стилизовать эпохи, просто безупречно чувствовала стиль автора и через музыку могла заглянуть, в сущности, в любые времена. Но век XIX был ей совсем родным. Прожив почти все XX столетие, Нина Львовна Дорлиак напоминала своим пением о реальности и красоте века XIX и тем вносила в нашу боевую действительность целительное ощущение "единого времени" в культуре.

Ее пение было интеллектуально насыщено. Но размышление, мысль, состояние глубокого раздумья в пении Дорлиак угадывались сквозь строгость форм, спасавших душу от саморазрушения и удерживавших неуемный эмоциональный напор на орбите жизни и безупречного вкуса.

Более полувека была Нина Львовна одним из самых блистательных профессоров Московской консерватории. Вослед своему Учителю - своей матери, знаменитой певице, профессору Ксении Дорлиак - она продолжала традиции русской вокальной школы, много способствовав утверждению нового взгляда на русское камерное пение как органическую часть европейской культуры камерного исполнительства.

После кончины в Москве Святослава Теофиловича Рихтера 1 августа 1997 года Нина Львовна Дорлиак прожила чуть более 9 месяцев (17 мая 1998 года). Их имена слились в истории мировой культуры, истории человеческих судеб, сознании русского общества.


В.Юзефович. «Культура», 18/09/2008.

Фрагмент

ДИКТАТ ВЛАСТИ И ВЛАСТЬ МУЗЫКИ

К 100-летию со дня рождения Давида Ойстраха

30 сентября исполняется 100 лет со дня рождения Давида Федоровича Ойстраха. Публикуемый очерк - глава из третьего, дополненного и расширенного издания книги Виктора ЮЗЕФОВИЧА о великом музыканте, которое готовится к выпуску в издательстве "Аграф". Книга написана в жанре бесед с сыном Давида Ойстраха скрипачом и педагогом Игорем Ойстрахом.

Приходится порой сталкиваться с утверждениями, будто музыка и политика существуют словно бы в разных, не имеющих точек пересечения плоскостях. Посмотрев кинофильм Бруно Монсенжона об Ойстрахе, Святослав Рихтер записал: "Есть, конечно, в этом фильме сноски на трудности для артистов в советское время, на опасности, обязательства (вступление в партию и т.д.). Правда есть правда, но как-то все это рядом с таким колоссом музыки мне кажется не у места". Трудно согласиться с этим. Всякая биография художника - в той или иной степени портрет его времени. Что же до Ойстраха, то в стремительном восхождении его к высотам мировой славы музыка и политика смыкались постоянно. Говорить об этом подробно значило бы повторять всю биографию Давида Федоровича. 

 


«Новгородские ведомости», 23/09/2008

СВЕТОЛЕТОПИСЕЦ

Автор: Юлия ГЕНЕРОЗОВА

Фрагмент:

— Когда я вижу, что человек чувствует себя неуютно перед камерой, я не снимаю. Я не папарацци.

 

Приезжал как-то в Новгород с единственным концертом Святослав Рихтер. Полдня репетировал, а потом собрался прогуляться по городу. Я подошел к нему с просьбой снять, но он отказался, мотивировав тем, что просто хочет отдохнуть. И я даже не поднял фотоаппарат, хотя уверен, что современные фотографы меня бы не поняли. Я очень ценю доверие тех, кого снимаю.


«Известия», 16/10/2008

 

КОНЬЯК ДЛЯ СВЯТОСЛАВА РИХТЕРА

Автор: Виктор Ахломов

Музыкальный фестиваль "Декабрьские вечера" в 1985 году только начинал свое триумфальное шествие. Святослав Теофилович Рихтер, великий пианист современности, предложил его идею с подачи и по настоятельной просьбе директора Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Ирины Антоновой. Рассказывают, что однажды в дружеской беседе с пианистом Ирина Александровна посетовала на то, что он мало играет в Москве. Рихтер ответил, что в Москве маловато залов с хорошей акустикой. Кроме того, зимой в столице всегда плотный график мировых гастролеров. Тогда-то и родился проект фестиваля "Декабрьские вечера" в Белом зале Пушкинского музея. Сегодня он носит имя Святослава Рихтера.

"Известия", проинформировав читателей о новом культурном событии, взяли на себя роль бескорыстного информационного спонсора. Музыкальные критики газеты радостно посещали концерты фестиваля, а я дополнял их обзоры и рецензии необходимыми снимками.

Что касается темы "Рихтер и фотография", то всем известно, что музыкант не только не разрешал съемки на концертах, но вообще старался как можно реже попадать в поле зрения фотокамер. Из известных мне музыкальных гениев больше Рихтера не жаловал нашего брата-журналиста только, может быть, Дмитрий Дмитриевич Шостакович...

Но вернемся в Белый зал музея им. Пушкина. В самом начале фестиваля Рихтер принимал активное участие в составлении программ, подборе участников. Сам много играл свои любимые произведения.

"Известия" печатали подробные отчеты с концертов фестиваля. Возможно, это обстоятельство способствовало тому, что единственным репортером с фотокамерой, допущенным в Белый зал, был фотограф нашей газеты. Конечно, я не пропускал ни одного концерта с участием Рихтера.

Надо ли говорить, что Белый зал по количеству мест значительно уступает залу Кремлевского дворца. Так что билеты на любой концерт в нем в то время (да и сейчас) достать было непросто. Публика, как и сам фестиваль, - элитарная, с глубоким знанием и музыки, и исполнителей. Случайных посетителей здесь не заметишь.

И вот однажды я стал свидетелем редкого случая. На концерте Рихтера после очередного "биса" из глубины зала вышел молодой человек со скрипичным футляром в одной руке, бутылкой коньяка в другой и направился к сцене. Зал загудел, зашикал. Недовольство зала сквозь аплодисменты звучало по нарастающей. А парень скромно подошел к сцене и протянул Рихтеру бутылку трехзвездочного армянского коньяка. Рихтер принял подарок, широко улыбнулся, и зал мгновенно прекратил шипеть.

Возможно, Рихтер понял, что кто-то из бедных консерваторских студентов от избытка чувств решил преподнести ему вместо цветов то дорогое, что было припасено у него для студенческой вечеринки после концерта.

С этим "презентом" в руках Рихтер в сопровождении Антоновой спустился в ее просторный кабинет, где обычно переодевался перед концертом. Пользуясь официальным разрешением на съемки в музее, я тихо последовал за ними. В "артистической", где, кроме нас троих, никого не было, я надеялся сделать "неформальные" жанровые снимки.

Перехватив мой взгляд на бутылку, Рихтер произнес: "Вообще-то подобные подарки принято пробовать. Ирина Александровна, а стаканчики у вас найдутся?" Я тут же категорически отказался, и тему закрыли.

Не был ли я в тот момент опрометчив? Ведь если бы я не отказался, Святослав Теофилович широким жестом наверняка открыл бы коньяк - и в моем архиве о "Декабрьских вечерах" появилось бы несколько неожиданных "нефортепианных" этюдов.


«Якутия», 11/11/2008

КОЛОКОЛЬЧИКИ И МЕЦЦО - В ДАР ЗА НИНУ ДОРЛИАК

Автор: Елена СТЕПАНОВА

"Наша Анегина получила вторую премию. Каково? Первую - никто", - произнесла Галина Писаренко строчки из письма Нины Дорлиак, так, как это преподнесла бы сама Нина Львовна, гордясь своей ученицей. И в качестве ударного определения добавила: "Анегина Ильина была одной из любимых учениц Дорлиак".

И консерваторская профессура, и Дворянское собрание, и Академия художеств, словом, весь мир искусства, собравшийся в Большом зале Московской консерватории им. П.И.Чайковского, истово хлопали этим строчкам, предваряющим выход якутской артистки, и самой артистке, получившей некогда высокое признание самой Дорлиак.

Вскоре зал замер с волнением, и на сцене царили только мольберт с портретом легенды, ковер из цветов, которым завалили сцену, Анегина и прекрасная музыка - в дар великому Учителю в честь столетия. Аккомпанировала, как всегда, подруга Ирина Соловьева, извлекая пальчиками из рояля "Осенний сад" А.Холминова, и певица пела, скрывая волнение, и была хороша, несмотря на то, что давно уже не выступает. В отличной форме предстала она перед искушенной публикой - иначе нельзя, ведь имя учителю составляют ученики, а якутская певица была для Нины Львовны не просто зерном - бриллиантом. И в программку исполнителей имя Анегины Ильиной уважительно внесли первой.

А вы слышали, как звучит голос Дорлиак? Нет? Примите сожаления. Этот вечер начался с записи и закончился ею, а Анегина Егоровна была живым свидетелем славы великой певицы. Не просто свидетелем - о ней Нина Львовна заботилась, как говорят, по-матерински. Наверное, началось все с того, что председателем комиссии выпускного экзамена в Московском музыкальном училище при консерватории была Дорлиак, и она поставила Анегине высший балл - пять с плюсом. Такое в музыкальных заведениях случается нечасто.

Кто сказал, что гениальный Рихтер был недосягаем? И не просто недосягаем - своей холодностью, снисходительным безразличием он ставил барьеры между ним и окружающими, а неудачника, вспоминала Нина Львовна, встречали такой царственный холод, такая уничтожающая вежливость, что даже издали смотреть на это было неуютно. Счастливчиков было немного. Это люди особенно одаренные и поэтому особенно интересные ему. Это люди, которых он любил сам. Им разрешалось все и прощалось тоже все: любые слабости, тяжкий характер и даже демонстративная распущенность. С ними Рихтер был ровен, терпелив и добр.

Зная об этом, по-другому смотришь на то, что Анегина нередко занималась у этой удивительной супружеской четы - Дорлиак и Рихтера - дома. Или просто гостила, знакомила со своими друзьями. И они становились и их друзьями тоже.

Например, Анегина Ильина познакомила постпреда Иннокентия Игнатьева с Галиной Писаренко, и он впоследствии расскажет: "Они вместе учились у Нины Львовны Дорлиак, с которой я тоже подружился. Дорлиак была очень хорошим человеком - большие люди вообще очень простые: она могла зайти домой к ученикам, могла жить там и репетировать. Она всегда приглашала нас на Декабрьские вечера, которые устраивал ее муж Святослав Рихтер. Он был сугубо человеком музыки - для него ничего, кроме музыки, не существовало...".

И именно Рихтер во время концертного турне по Италии в 1971 году будет хлопотать за Анегину перед своим другом, итальянским дирижером Р.Мути, искавшим для своей постановки хорошее меццо-сопрано с широким диапазоном для исполнения партии Ульрики в опере "Бал-маскарад" Дж. Верди. Не сложилось только потому, что якутская певица, к сожалению, не владела итальянским. Зато она была первой якутянкой, выступавшей в Оружейной палате и Большом театре, приближенной к Дорлиак и Рихтеру. Редкая счастливица!

На вечер памяти Нины Дорлиак с участием Анегины Ильиной в консерваторию прибыла делегация Якутского постпредства. Едва Галина Писаренко успела поставить финальную точку этому произведению, как советник по культуре Мария Космолинская уже несла ей роскошный букет из белых колокольчиков, которые в такт движению почтительно склоняли головы-бутончики перед верной подругой и сподвижницей Дорлиак...

Москва.


«Республика Татарстан», 16/12/2008

КУЛЬТУРА. ИСКУССТВО

Автор: Армен МАЛАХАЛЬЦЕВ

Большому артисту и "светоносному" человеку

На днях театр им. Мусы Джалиля подарил казанцам прекрасный музыкальный вечер, посвященный 95-летию со дня рождения выдающегося оперного певца и режиссера, народного артиста России Ниаза Даутова. Более двадцати лет его уже нет с нами, но память о нем жива. Вот почему в этот вечер зал оперного театра был полон.

Надо отдать должное ученику Ниаза Курамшевича, народному артисту Татарстана Эдуарду Трескину, в прошлом солисту нашего театрa, a ныне - Пражской оперы. Задумав этот вечер вместе с руководством театра, он стал не только его режиссером, но и ведущим, сумев создать в зале атмосферу признательности "светоносному" человеку и большому артисту, каким был Ниаз Даутов.

Прологом к вечеру стали кадры из фильма "Сильва", в котором молодой Даутов исполнил роль Эдвина и сразу стал всесоюзной знаменитостью, любимцем миллионов кинозрителей.

Ярким и эмоциональным был рассказ о многогранной творческой деятельности Ниаза Даутова, который поставил более пятидесяти оперных спектаклей и оперетт в разных театрах страны и две тысячи раз выходил на сцену, исполняя главные партии. Интересно было узнать и малоизвестные факты из его жизни и творчества. В частности о том, как начался его путь на профессиональную сцену. Владимир Немирович Данченко пригласил молодого певца в свой театр по рекомендации выдающейся певицы Антонины Неждановой и главного дирижера Большого театра Николая Голованова. Они были восхищены тем, как Ниаз Даутов исполнил партию Ленского в опере "Евгений Онегин", которая шла во фронтовом театре. Любопытно и то, как был встречен фильм "Сильва" автором оперетты Имре Кальманом. Оказывается, он был до слез тронут тем, что эта картина демонстрировалась в только что освобожденном от фашистов его родном Будапеште.

Особое место в рассказе о Ниазе Даутове, естественно, было уделено его деятельности в качестве главного режиссера Татарского театра оперы и балета и заведующего кафедрой оперной подготовки Казанской консерватории. Пятнадцать лет своей жизни отдал он воспитанию молодых солистов для оперной труппы нашего театра, среди его учеников - Хайдар Бигичев, 3иля Сунгатуллина, Венера Ганеева, Рафаэль Сахабиев, Саид Pаинбаков и многие другие. А на сцене шли поставленные им не только шедевры русской и зарубежной классики, но и оперы татарских композиторов - "Алтынчеч" и "Джалиль" Н.Жиганова, "Самат" Х.Валиуллина, "Джигангир" Р.Губайдуллина, "Кара за любовь" Б.Мулюкова. И во многих из них Даутов с блеском пел центральные партии. Огромное влияние на молодых вокалистов он оказывал своим отношением к музыке, влюбленностью в оперу - это, по его мнению, самый прекрасный вид искусства. Обожал он и классическую оперетту, ценя в ней блеск и легкость жанра в сочетании с искренностью чувств.

Органичным дополнением программы вечера стали запечатленные на кинопленке исполнение Святославом Рихтером "Ноктюрна" Шопена в память о своем друге Ниазе Даутове, а также воспоминания о нем таких корифеев музыкального театра, как Борис Покровский и Иван Козловский.

Еще одним приношением памяти Даутова стали арии из его любимых опер Бизе, Гуно, Моцарта, Пуччини, Чайковского, Римского-Корсакова в исполнении оркестра и солистов нашего театра, гостей из Москвы, Алма- Аты, Киева, а также Чехии и Сербии.

Ниаз Даутов, - сказал Эдуард Трескин, - наверняка бы порадовался тому, что сегодня наш театр известен в мире, что ежегодно с огромным успехом здесь проходит Международный оперный фестиваль имени Федора Шаляпина, одним из основателей которого он был, что зал всегда полон, а опера продолжает радовать зрителей и помогает им любить жизнь".

Нельзя с этим не согласиться. Однако, думается, Ниаз Курамшевич был бы и огорчен, узнав, что сегодня в репертуаре театра нет таких шедевров, как "Евгений Онегин," "Фауст", "Чио-Чио-сан", "Отелло", которые благодаря ему долгое время были украшением казанской оперной сцены. Нет и такой заботы о взращивании молодых певцов, какую он проявлял. Свернута большая и кропотливая работа по подготовке молодого зрителя к восприятию такого сложного жанра, как опера. Поэтому лучшей памятью большому артисту стало бы возрождение этих традиций.


2009 

  1. Жания Аубакирова: «Я привыкла довольствоваться тем, что есть, и радоваться тому хорошему, что происходит»Spik, 15/01/2009 (Казахстан).
  2. Л.Панфилова. «Нас поженили Пушкин и Окуджава» (фрагмент). «Челябинский рабочий», 05/02/2009.
  3. Е.Мишина. «Предварительные итоги». «Культура», 26/03/2009.
  4. И.Мак. «Режиссер Андрей Хржановский: «Бродского могла сыграть Джина Лоллобиджида»». «Известия», 29/05/2009.
  5. В.Вахрамов. Кумиры. Дон Кихот в юбке. «Курская правда», 16/08/2009.
  6. В.Иванов. «100 лет со дня рождения  дирижера Соломона Фельдмана». «Самарские известия», 20/08/2009.
  7. Е.Кривицкая. «Эпоха Баршая». «Культура», 01/10/2009.
  8. «Не проходите мимо». «Известия», 16/10/2009.
  9. Д.Артемьева. «Сальери из Пензы». «Наша Пенза», 24/12/2009.

Жания Аубакирова: «Я привыкла довольствоваться тем, что есть, и радоваться тому хорошему, что происходит». Spik, 15/01/2009 (Казахстан).

 

 

Нурлан Еримбетов, модератор клуба: Для начала я хочу рассказать одну историю. В 1988 году я работал начальником управления культуры в одной из областей. И вдруг меня вызывают в обком партии. Прихожу – там все начальство области. Все собрались, и Еркин Ауельбеков, первый секретарь обкома партии, сказал, что им получена телеграмма от Егора Лигачева, (тогда секретаря ЦК КПСС), о том, что к нам приезжает Святослав Рихтер, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, величайший пианист. И вот - вся область готовится, наконец, он приехал. Это было событие! Если вы помните, он ехал на машине через всю Россию, сначала в Казахстан, потом - в Сибирь и Японию. Мы его поселили в резиденции обкома партии, и там двое суток постоянно «дежурили» несколько человек: я, за все отвечающий, начальник управления здравоохранения, начальник управления связи, потому что ему надо было звонить в Москву постоянно, врачи (о КГБ и МВД я уже не говорю). Причем каждые полтора-два часа звонили из Москвы, справлялись о его самочувствии. Врачи брали у Рихтера все анализы – кровь, сахар, передавали в Москву, и оттуда назначали ему меню на ужин. И тут меня вызвал Золотарев, председатель облисполкома, и назначил на эти два дня (пребывания здесь пианиста) своим первым замом. В обед прибегаю в резиденцию, мне говорят: «Вы знаете, анализы мы сегодня передали в Москву, нам сказали, чтобы завтра на обед у него были креветки». 1988-й год, представляете? Какие креветки?! Я бегу, Евгений Михайлович, говорю, какие-то креветки там. Золотарев звонит начальнику снабжения, в таможню, нету креветок. В управление торговли – нет креветок. Он уже паникует – я сижу в приемной. Он звонит председателю Чимкентского облисполкома, там был региональный Южупрснаб. И тот спрашивают: «А креветки в банках подойдут?» - Подойдут. И Золотарев распоряжается, чтобы из Кызылорды в Шымкент вылетел «Як-40». На борту – Бауржан Шукенов, директор филармонии. Они прилетели туда минут за 50. Машина подвезла две банки, самолет обратно улетел в Кызылорду. И мы ему подали на обед креветок…
То есть это было отношение страны, отношение руководства к своим деятелям культуры.


«Челябинский рабочий», 05/02/2009

НАС ПОЖЕНИЛИ ПУШКИН И ОКУДЖАВА

Автор: Лидия ПАНФИЛОВА

Череда январских праздников для южноуральцев завершилась гастролями московского Театра-студии Олега Табакова. В составе звездной труппы Наталья Журавлева - актриса, педагог, дочь известного чтеца Дмитрия Журавлева и ближайшая родственница нашего земляка - писателя Юрия Либединского. В эксклюзивном интервью "Челябинскому рабочему" актриса "Табакерки" рассказала о любви, браке и искусстве.

Актриса "Табакерки" Наталья Журавлева - о любви, браке и искусстве

Череда январских праздников для южноуральцев завершилась ударным аккордом - гастролями московского Театра-студии Олега Табакова. В составе звездной труппы Наталья Журавлева - актриса, педагог, дочь известного чтеца Дмитрия Журавлева и ближайшая родственница нашего земляка писателя Юрия Либединского, 100-летний юбилей которого совпал с приездом "Табакерки". Наталья Дмитриевна оказалась открытым человеком, память которого сохранила не только подробности жизни семьи Либединских, но и встречи с Анной Ахматовой, Борисом Пастернаком, Борисом Слуцким, Валентином Кавериным, Виктором Шкловским:

Запомнились огромные темные глаза

- Наталья Дмитриевна, вы не первый раз в Челябинске?

 

- Я была у вас дважды, в том числе в 1970 году со Святославом Рихтером, который пожелал, чтобы я вела его гастрольные концерты. Нынешний приезд третий. Город очень понравился. Воздух значительно чище, чем в Москве, люди замечательные. Я побывала на выставке Юрия Либединского в академии культуры, встретилась со своей давней подругой Стеллой Персон, отец которой был администратором у моего отца, мы дружили семьями. Мы с ней не виделись, наверное, лет 10 и едва не потеряли друг друга из виду.



«Известия», 29/05/2009

РЕЖИССЕР АНДРЕЙ ХРЖАНОВСКИЙ: "БРОДСКОГО МОГЛА СЫГРАТЬ ДЖИНА ЛОЛЛОБРИДЖИДА"

Автор: Ирина Мак

Фрагмент

 

Мне рассказывала Зоя Борисовна Томашевская (архитектор, дочь пушкиниста Бориса Томашевского. - "Неделя"), как они с Иосифом подружились, возвращаясь от Ахматовой, сразу и навсегда. А у нее всегда останавливался в Ленинграде Рихтер. И вот как-то Рихтер занимается - раздается звонок, распахивается дверь, входит Иосиф, как всегда, с какой-то громоподобной фразой. Она ему: "Тише, Слава занимается". - "Кто такой Слава?" - "Рихтер". - "А я - Бродский".

 


«Курская правда», 16/08/2009

 

КУМИРЫ. ДОН КИХОТ В ЮБКЕ

Автор: Владимир ВАХРАМОВ

Фрагменты

Фаина Георгиевна Раневская появилась на свет 27 августа 1896 года. Разумеется, малышка не знала, что именно в этот день, но в 1919 году, советское правительство примет декрет "О переходе фотографической и кинематографической промышленности в ведение Народного Комиссариата просвещения". Этот день и стал Днем советского кино, которое прославила наша героиня. 19 июля 1984 года не стало выдающегося мастера сцены и экрана, актрисы, которую чопорные и не особо любящие Советский Союз англичане включили в список десяти лучших киноактрис мира XX века (правда, там еще значатся Нонна Мордюкова и Верико Анджапаридзе. Совсем не плохо для одной страны!)

----------

Увы, первая дама театра, бывшая некогда женой Завадского и родившая ему сына, в будущем бездарного режиссера Евгения Завадского, Вера Марецкая втихаря ввелась в "Дядюшкин сон" и поехала в Париж вместо Фаины Георгиевны.

Нет, Раневская не устроила скандал. Она просто уехала в Ленинград к своему большому другу - великому поэту Ахматовой. Анна Андреевна в последние годы тяжело болела, и участие Фаины Георгиевны облегчало боль. Ахматова очень любила Раневскую и глубоко ценила ее человеческую смелость. В то время, когда вышло постановление о ленинградских журналах, а имена Ахматовой, Зощенко, Пастернака, Шостаковича и других выдающихся мастеров были преданы анафеме, Раневская не отвернулась от своего друга - через всю Москву она носила Анне Андреевне горячие обеды. Ахматову не печатали, денег не было, а уже немолодая актриса просто по-человечески помогала ей.

 

Узнав об этом поступке актрисы, гораздо позднее гений музыки Святослав Рихтер назвал ее "Дон Кихотом в юбке". И ведь был прав. "Донкихотовскими" стали ее последние роли на сцене - миссис Сэвидж ("Странная миссис Сэвидж"), Люси Купер ("Дальше - тишина") и нянька Фелицата ("Правда хорошо, а счастье лучше". Два последних мне посчастливилось увидеть несколько раз. На первом я рыдал, а на втором хохотал до коликов. Когда после долгих отмен спектакля "Дальше - тишина" я, совсем "зеленый" студент, пришел после увиденного шедевра в постановке Анатолия Эфроса на служебный подъезд и перед Раневской грохнулся на колени, еле слышно прошептал: "Вы -гениальная актриса!" - "Что ты, деточка, - ответила Фаина Георгиевна. - Я просто неплохая актриса". Увидев, что следом идет Ростислав Плятт, таинственно прошептала: "Похвали старика. Он сегодня неплохо сыграл. Да, дружочек, Слава Рихтер назвал меня Дон Кихотом в юбке. А стало быть, юноше не пристало целовать руку и становиться на колено перед рыцарем. Хотя, черт побери, приятная это процедура!"


«Самарские известия», 20/08/2009

МАЭСТРО БЛАГОСЛОВЛЯЛ САМАРУ

Автор: Валерий Иванов

Память

Фрагмент

Завтра, 21 августа, исполняется 100 лет со дня рождения известного дирижера Соломона Фельдмана

Филармонический период деятельности Соломона Фельдмана в Куйбышеве - это целая эпоха в музыкальной жизни нашего города. Свой первый куйбышевский сезон дирижер завершил концертом с участием Святослава Рихтера. Не счесть сыгранных им концертов, поистине великих исполнителей, которые принимали в них участие. 

--------------------------------

Примечание Ю.Б.:

 

17/06/60 – Куйбышев. Концертный зал.

LISZT

Concerto No.2 for Piano and Orchestra in A

 

[Дирижер Соломон Фельдман]

 

[RACHMANINOFF

Prelude in D, Op.23/4

Prelude in f, Op.32/6

 

Prelude in B–flat, Op.23/2]



«Известия», 16/10/2009.

НЕ ПРОХОДИТЕ МИМО

Любознательным - "камера- обскура"

Музей "Сфера"

м. "Кунцевская", ул. Ивана Франко, 22, корп. 1.

Тел.: 8 (910) 423-40-42

Время работы: по субботам и пятницам с 12.00 до 19.00.

"Сфера" - музей для любопытных. Здесь все экспонаты можно и нужно трогать руками, включать и даже развинчивать аппараты, проводить опыты. В эту субботу в музее открывается новая выставка фототехники и истории фотографии. Посетители узнают о том, как "светопись" изменила жизнь и как одна и та же фотография может преображаться в зависимости от хода истории. Экспозицию открывает ателье с креслом и большой камерой. А вот и "камера-обскура". Зайдите в нее и увидите чудо. Заодно узнаете, как выглядел паспорт конца XIX века до появления в нем фотографии.

------------------------

Richter plays Debussy

"Suite bergamasque", "Preludes"

 

Святослав Рихтер любил играть музыку Клода Дебюсси. Титанический темперамент великого пианиста идеально вписался в зыбкий, нервный импрессионизм этих концертных записей, впервые издаваемых на CD. "Бергамская сюита" и две "Книги" прелюдий записаны Рихтером с 1961 по 1979 год. Но вне зависимости от времени он заставляет инструмент то рассыпаться каскадами звуков, то замирать в прекрасных длиннотах, достигая ощущения редкой красоты полета духа.


«Наша Пенза», 24/12/2009.

 

САЛЬЕРИ ИЗ ПЕНЗЫ

Автор: Дарья АРТЕМЬЕВА

В рамках музыкального фестиваля "Декабрьские вечера Святослава Рихтера", наш земляк Алексей Мочалов поразил зрителей своим голосом.

Этот фестиваль проходит в Москве с 1 по 30 декабря. Народный артист России Алексей Мочалов исполнил партию Сальери в специально подготовленной мини-опере Римского-Корсакова. Его напарником, выступившем в роли Моцарта, стал солист Большого театра Валентин Дубовской. Перед Мочаловым стояла трудная задача: если партия Моцарта состояла из кратких реплик, то Сальери за 45 минут действия должен исполнить два больших монолога. К чести сурского артиста, он блестяще справился с трудной задачей.

Зрители одарили исполнителей несмолкаемыми аплодисментами и цветами.

 

Кстати, для Алексея это было второе выступление в "Декабрьских вечерах". Первое состоялось 26 лет назад. Тогда на буклете с программой концерта Святослав Рихтер написал: "Алексею с дружеским и сердечным приветом. Спасибо". До сих пор драгоценный автограф одного из прославленных пианистов нашего времени бережно хранится певцом.