Святослав Рихтер и Елена Ахвледиани

Выставка картин Е. Ахвледиани у Святослава Рихтера

Нодар Хатиашвили

 

 Н. Хатиашвили, З. Ратиани, Н.Журавлева, подруга Н. Дорлиак и С.Рихтера, Е. Ахвледиани, С.Рихтер

 

5 апреля 2012 года  Елене Дмитриевне Ахвледиани исполнилось бы 111 лет.

Иногда, после работы, я навещал  Елену Дмитриевну Ахвледиани (тётю Эличку), и не только для того, чтобы насладиться её картинами или посетить салон, где собирался цвет грузинской интеллигенции,  заезжие звезды союза или зарубежные, но и увидеть, поговорить или просто помолчать, около большой,  самобытной, раскрепощенной, щедрой, бесконечно доброй,  личности. 

В тот вечер я,  как обычно, чтобы не тревожить тётю Эличку,  поднялся к ней на второй этаж не через парадный вход, а через «черный ход», с улицы Перовской (небольшой дворик, лестница, длинная лоджия). Дверь на кухню, как всегда, была открыта. Я прошел длинную комнату с антресолью, увешанную портретами хозяйки, написанными разными художниками (мне больше всех нравился портрет, исполненный Шухаевым) и, подойдя к стилизованному под «дедабодзи»* столбу, разделяющему огромную комнату на мастерскую и выставочно-концертный зал, застыл. На меня смотрел удивленный Святослав Теофилович Рихтер. Я не верил увиденному. 

В чувство меня привели слова тёти Элички:

– Ну что стоишь как бедный родственник – глядя на меня, произнесла она. – Знаю, слыхал о Славе и Нине, вот и познакомься с живыми.

 Первые несколько минут, пока всё внимание было приковано к моей личности, когда меня знакомили с женой Рихтера, Ниной Львовной Дорлиак  и  с ним самим, я, наверное, выглядел идиом.  К счастью, они продолжили прерванный разговор, и я постепенно пришел в себя…  

В основном говорили тётя Эличка со Святославом Теофиловичем, Нина Львовна изредка вставляла слова, больше смотрела на картины, развешанные на стенах, и на Рихтера. Я отчетливо помню тот момент, когда Нина Львовна встала и, подойдя к одной из картин, висевших за спиной Рихтера, обратившись к нему, начала вспоминать, что-то из прожитой жизни в Грузии. Мне вдруг почудилось, что я вижу один из возможных вариантов картины Пикассо. Пусть не девушка, но такая же изящная, и вдобавок не занятая  проблемой балансирования на шаре  изысканно утонченная, светящая всей гаммой чувств присущих только ЖЕНЩИНЕ, для которой существует только один громадный МУЖЧИНА, внимательно ее слушающий. Конечно, ничего общего между картиной Пикассо и тем, что я себе представил, нет, кроме чисто внешнего сходства. Мощный атлет, твердо сидящий на тумбе и девушка балансирующая на шаре, хотя…     

На другой день –  концерт в новом здании филармонии. Благодаря Ирине Каландадзе, для которой тётя Эличка была настоящей тётей, я попал на концерт и сидел не в зале, а на сцене в числе близких Святослава Теофиловича. Хотя это великая честь, но она не дала мне насладиться игрой великого пианиста. Я не мог избавиться от глаз, сидящих в зале.  

После концерта все близкие дождались выхода Рихтера и Дорлиак и направились к дому тёти Элички пешком по тихой, безлюдной улочке Киачели, благо она жила близко от филармонии. Рихтер был взят в тиски восторженными  почитателями его таланта. Нина Львовна и тётя Эличка шли вместе, чуть поодаль от них. Нина Львовна все беспокоилась, как бы не простудился Святослав Теофилович, так как во время игры ему в спину дул холодный воздух кондиционеров. Тётя Эличка с несвойственной ей мягкостью успокаивала её.  

Перед отъездом Нины Львовны и Святослава Теофиловича в Москву помню, как они упрашивали тётю Эличку устроить выставку её картин у них дома. Тётя Эличка долго не соглашалась, ссылаясь на большую работу необходимую для этого, и что у нее сил осталось не так уж много, но Святослав Теофилович загоревшись этой идеей, не отставал от неё. В конце концов, тётя Эличка согласилась, но при условии, что Рихтер даст слово, и устроит у неё свою выставку картин. На это, он с радостью согласился и нежно поцеловал её в щёчку, что она милостиво приняла. Впервые за долгие годы я увидел, что она не сопротивлялась проявлению нежности. 

Перед отъездом в Ленинград, а затем в Москву на предзащиту кандидатской диссертации я на минутку  зашел к тёте Эличке попрощаться. Когда  уходил, вдруг тетя Эличка спросила: 

– Ты  надолго? 

– Командировка в Ленинград на две  недели, в Москву на неделю… 

– Тогда оставь адрес, где будешь жить. Возможно, встретимся там.

Я, конечно, оставил все возможные варианты.

Я ненавижу холод, слякоть. В Москве стояла именно такая погода. Весь день провел в ИФЗ (Институт Физики Земли), в разных лабораториях, договорился о дне предзащиты. Устал.

Придя домой, не успел раздеться, как услышал недовольный голос тёщи:

– Вам звонила какая-та Эличка, просила сразу позвонить по телефону, – и, протянув бумажку с номером, демонстративно направилась в комнату.  

Я сразу позвонил. Не успел я поздороваться, как услышал голос тёти Элички:

– Ты здоров?

– Да, – растерянно проговорил я

– Не кашляешь, не чихаешь?

– Нет.

– Приезжай к Славе. Адрес Большая Бронная №2, кв.59. Запомнил? Найдешь?

– Да, конечно! А в чем…

– Тот, кто приехал помогать вешать картины, чихает, кашляет.  Нина боится за Славу… Понял?

– Да конечно!  

Вся усталость испарилась. 

Моему бодрому виду все были рады.  Милые хозяева поинтересовались, хочу ли я кушать? Я, конечно, сказал нет, хотя, когда шел домой, мечтал о сибирских  пельменях тещи. Меня завели в большую залу, где стоял рояль и у стены напротив окон, в продуманном порядке стояли картины тёти Элички. Мне показалось, что работы всего на час, но, увы… Минуты короткого перерыва были заполнены рассказами Нины Львовны, Святослава Теофиловича и даже тёти Элички о  том, как картин пропали, затем их нашли, но уже совершенно на другой товарной станции и,  наконец, как их доставили  на квартиру Рихтера. Из всего рассказанного, будь я юмористом, можно было бы написать смешной скетч о нашей бестолковой хозяйственности, но я запомнил рассказ тети Элички.

«Приезжаем на станцию. Около какого-то окошка кошмарная очередь. Слава становится в её конце. Мы с Ниной переглянулись и прошли дальше. Кругом грязь, слякоть, лужи. Минут через 15, наконец, попадаем к какому-то начальнику.  После того как, наконец, он понимает, что мы пришли за картинами, которые к нему попали по ошибке, и что в очереди, на холоде стоит известный на весь мир Святослав Рихтер, он объявляет в микрофон: «Всемирно известному скрипачу Рихтеру подойти к начальнику перевозок, для представления документов на получение картин». Слава, конечно, сразу не пришёл, его привела Нина. Он, наверное, думал, что ему придется выстоять всю эту очередь, поэтому он и не обратил внимания на это объявление». 

Пришел я домой около двенадцати, а картин повесили чуть больше половины. 

Договорились, что завтра я приду в пять часов, сразу после работы. Нина Львовна попросила не опаздывать, так как обедать без меня не начнут.

Меня, действительно, ждали, стол был накрыт в столовой на половине Нины Львовны грузинскими блюдами, а в бокалах дожидалось наших губ и тоста тамады Киндзмареули. К счастью, меня успокоили, что сегодня тосты можно и не произносить, так как много работы и надо все закончить сегодня. Когда внесли моё любимое блюдо сациви и нам меняли тарелки, я, набравшись смелости, спросил: 

– Святослав Теофилович, говорят, вашим учителем был Нейгауз, а по вашей манере игры этого не скажешь.

– От Нейгауза у меня манера высоко сидеть... Нейгауз был мне как отец. Я жил у Нейгауза. Он освободил мой звук и дал ощущение пауз... 

– А что вы скажите об игре самого Нейгауза?

– Сам Нейгауз играл неровно. Помню его концерт из произведений Шумана. Сонаты были сыграны ужасно, играл, как сапожник, а «Крейслериана» — это было чудо, так никто никогда не играл.

– А над чем вы сейчас работаете?

– В Вене надо закончить запись  II тома "Хорошо темперированного клавира".

– А кого из композиторов вы хотели бы сыграть?

– Я бы хотел играть Скарлатти, Шенберга, но уже нет сил.

– Кто из композиторов вам ближе всех?

– Я люблю Гайдна: он какой-то свежий, я люблю Гайдна больше, чем Моцарта.

– Наверное, из-за вашего темперамента?

– Нет. Я ведь человек холодный, несмотря на весь мой темперамент. Себя я хорошо знаю — есть вещи, которые мешают не в музыке, а в жизни. Я себе не нравлюсь.

– Чем? – удивился я.

Но нам не дали договорить, и погнали развешивать картины.

Поздно ночью, когда осталось две картины, «тётя» Эличка никак не могла найти им место так, чтобы общая композиция её могла устроить. Святослав Теофилович дважды предлагал ей варианты, но она их не принимала. Она даже попросила нас отойти от неё, так как мы ей мешаем сосредоточиться. Мы отошли, и некоторое время стояли молча. От усталости я отупел и вдруг слышу шёпот  Святослав Теофиловича: «Я ведь тоже немного разбираюсь и в живописи и в композиции…» Ну что я мог ответить, кроме: «Вы же знаете Елену Дмитриевну». 

К великой радости всех, тётя Эличка нашла самый блестящий вариант, который всем понравился. 

За полночь я добрался до дому. Тёща, недовольная, ждала моего прихода. Ложась в кровать, я с ужасом подумал о завтрашней предзащите. Но был таким уставшим, что сразу уснул.

Предзащита прошла хорошо. После поздравлений друзей ко мне подошел один из завлабов и попросил меня, конечно, если я не возражаю, рассказать у них в отделе некоторые аспекты более детально, завтра, в воскресенье, так как в понедельник он улетает на Камчатку.  Мы договорились на десять часов. Мне казалось, что я успею к часу закончить выступление и не опоздаю на открытие выставки.

Пришел на выставку я выжатый как лимон. Уже никого из посетителей не было кроме самых близких. Все они запечатлены на карточке. Я, конечно, постарался объяснить,  что увлекшись проблемой, о которой рассказывал, позабыл о времени и… потерял…  

Мне не дал докончить фразу Святослав Теофилович, сказавший:

– Да, вы много потеряли. Ведь я был неотразимым гарсоном с перекинутым белым полотенцем через руку и подносом с шампанским, с одной стороны и, вышибалой с другой. 

Вскоре и самые близкие начали расходиться. На прощание Нина Львовна попросила меня, чтобы я, как только покончу с делами в Институте, сразу пришел к ним. Я с радостью пообещал. 

На другой день, покончив в ИФЗ все дела и получив отметку в командировочном, я часам к двум позвонил в дверь. Нина  Львовна сразу открыла дверь, и шепотом проговорила: «Как я рада, что вы пришли. Слава проигрывает "Хорошо темперированный клавир", вы можете послушать его, если сядете возле двери». Я, конечно, согласился. Слышно было хорошо. Пока я стал что-то понимать, музыка прекратилась, открылась дверь и в проеме дверей появился Святослав Теофилович с банным полотенцем на шее. Он был удивлен тем, что я сижу в проеме двух дверей, а не в зале. Вскоре он вернулся, сел за рояль и несколько раз проиграл 20 пьесу. Я сидел завороженный, я даже не мог  себе представить, что одну и ту же пьесу можно сыграть так по-разному, так интересно раскрывая тему. И когда он поинтересовался, какой вариант мне понравился, я не смог отдать предпочтение ни одному из них. Вскоре пришли тётя Эличка с поварихой, которая приехала с ней, чтобы готовить грузинские блюда, и остальные гости.  Святослав Теофилович видно почувствовал, что мне хочется спросить его о многом и поэтому сказал:

– Вижу, тебе не терпится меня спросить.  Спрашивай.

– Говорят, что на первом конкурсе Чайковского вы только одному Ван Клиберну ставили высшие оценки…

– Правда.

– А когда вы были в Америке, вы слушали его игру.

– Да! Но там он мне не понравился.

– Вы много играли произведений Прокофьева, он вам нравится как композитор и человек?

– Как композитор – да, как человек – нет. Он был человеком резким, опасным, мог так вас «ударить об стенку»... но композитор гениальный. Он написал «Здравицу» о Сталине. Сами понимаете, какие там должны быть слова, но сочинение 

абсолютно гениальное. 

– Как вы относитесь к публике?

– Я не играю для публики, я играю для себя, и чем лучше играю для себя, тем лучше воспринимает концерты публика. 

– Что для вас самое важное в музыке?

– Самое трудное и важное в музыке — это пианиссимо.

– По телевизору передавали ваше выступление с Ростроповичем. Ваш дуэт произвел огромное впечатление не только на меня, но и на многих моих знакомых профессиональных музыкантов. Многие сожалеют, что вы…

– Не я не хочу играть с ним, а он не хочет делиться со мной ни славой, ни деньгами…

Я растерялся. 

Наступила пауза, которой воспользовалась Заира Ратиани (директор Дома кино) и обратилась к Рихтеру: 

– Святослав Теофилович, вы часто бываете за рубежом. У вас, наверное,  есть возможность сравнить то, что нам показывают и что там показывают.

 – У меня нет такой возможности, но могу сказать, что мне говорили те, кто смотрел. Вы помните картину, у нас она шла под названием «Старая дева».  

– Да! Конечно! Старую деву играла Анни Жирардо, а в кого она влюбляется Филипп Нуаре

– У нас они расстаются после отдыха…

– Очень трогательно.

– А во французском варианте, они встречаются в парижском борделе.  

Мы, конечно, единодушно возмутились нашей цензурой.

Настало время расставаться. 

Святослав Теофилович подарил мне на память галстук, привезенный из Парижа. Он хранится у меня, как реликвия.

 

   PS.  Закончив читать эти воспоминания жене, я поинтересовался у неё: чему она улыбалась? «Когда ты описывал встречу со Святославом Рихтером, я вспомнила рассказ радио-репортера. Когда Рихтер приехал в Будапешт, один из почитателей его таланта, всё предпринял для встречи с ним. Так как он владел только венгерским, то пригласил переводчика. Рихтер был настолько занят, что встреча состоялась перед отъездом его в Москву.  Они встретились в холле гостиницы, где жил Рихтер. Почитатель представился и пригласил Рихтера, жестом руки, присесть  за столик. Переводчик опаздывал. Молчание стало невыносимо, и вдруг почитатель выпалил: What is your name?

И ещё! Какие мы были доверчивые. Я люблю этот фильм. Смотрела его и в Будапеште, и в Париже. Ни в каком борделе они не встречаются.

*«дедабодзи» - деревянный орнаментированный резной опорный столб.

https://www.proza.ru/2012/03/28/1458

 


Рихтер и Анна Ивановна Трояновская

Ноябрь 1961. У С.Т.Рихтера в день закрытия выставки А.И.Трояновской.

Перед роялем сидят слева направо: Н.А.Мусиняк, В.Прохорова, С.Нейгауз, С.Ш. Рихтер и А.В. Фальк Щекин-Кротова. 

 

Местонахождение фотографии:

 

Муниципальное бюджетное учреждение "Музей истории города Обнинска"


Святослав Рихтер и Дмитрий Краснопевцев


Святослав Рихтер и Пабло Пикассо

 

Отрывок из книги Юрия Борисова:

 

«Двадцать первая прелюдия B-dur. Я у Пикассо в Мужене. Он показывает свои комнаты, в которых царит божественный беспорядок, восхищается узором какого-то вьющегося растения. Всем рисует на память на первых попавшихся предметах.

Обращаю внимание, что в одной из комнат разложены рисунки с вариациями "Завтрака на траве" - подражание Мане". Я насчитал их двадцать семь. А еще были эскизы и гравюры на линолеуме: видимо - невидимо. Ко многим из них он подбегает и что-то исправляет, доделывает.

Потом тянет меня в комнату, где висит "Семья бродячих комедиантов" - по-видимому, набросок. Его глаза раскалены как угли. "Это - я!" - и указывает на Арлекина, повернутого к нам спиной. "А это - ты! Ты - молодой!" Я не поверил своим глазам. Рядом с толстым циркачом, похожим на палача, стоял худенький юноша. По-видимому, акробат. Он действительно чем-то похож на меня! - но раз так говорит Пикассо, то безусловно похож!

 

"Вот видите, наша встреча была предрешена", - засмеялся Пикассо и вручил мне портрет Фредерика Жолио-Кюри, в подарок.»


Святослав Рихтер и Мидори Кавашима


Импресарио Лилиан Хоххаузер


Святослав Рихтер в Бресте

РИХТЕР И БРЕСТ.

История тридцатилетней дружбы

 

 

С.Рихтер у Холмских ворот Брестской крепости

Л.Батырева и С.Рихтер готовятся к концерту

С.Рихтер в кругу единомышленников

С.Рихтер с брестскими музыкантами

Афиша выступления С.Рихтера в Брестском музучилище

Послания С.Рихтера Л.Батыревой

 

«Бывают странные сближения…» — вспоминается пушкинская фраза, уместная к тому, что Брест был, как никакой из других городов, сопоставимых с ним по масштабам в бывшем СССР, притягательным для Святослава Рихтера, уже имевшего мировую музыкальную славу. А началось всё в 1968 году, когда маэстро впервые приехал с концертом в наш город.

На дворе стояла золотая осень. Заведующий отделом филармонии Константин Иванович Докукин позвонил педагогу музучилища Лилии Батыревой и попросил: «Лилечка, выручайте. Надо на вокзале встретить Рихтера и сопроводить в гостиницу. А я чего-то боюсь…». Батырева и сама после такого предисловия оробела. Супруга Рихтера, Нина Львовна Дорлиак, прибыла в Брест ранее. И вот они вместе отправились на вокзал. Нина Львовна предупредила: «Я буду встречать первой. Если Славочка в хорошем настроении, я помашу рукой. Если в плохом – подходить не надо». Когда Рихтер вышел из вагона и тепло обнял жену, произошла условленная отмашка. И уже на пути в гостиницу вспыхнула та искра взаимной приязни, которая затем переросла в тридцатилетнюю дружбу именитого пианиста и преподавательницы музыки из Бреста.

Нет ли здесь преувеличения? – может спросить взыскательный читатель. Нет. Это было в характере Рихтера – выбирать друзей не по чинам и рангам, а по простому душевному влечению. Он и его супруга далеко не всякого впускали в свой суверенный мир, но если человек был им духовно близок – то дружба завязывалась надолго и всерьез.

Та первая встреча с тихим осенним Брестом очаровала Святослава Рихтера. Он знакомился с городом в неторопливых прогулках, вбирая в себя музыку брестских кленов и тополей. И в этот приезд, и в последуюшие он не раз вымерил шагами Набережную, улицы Ленина, Леваневского, Пушкинскую, бывал в крепости, захаживал в тенистые переулки.

Внешне в нем не было ничего величественного, он как будто даже стеснялся своей славы, не проявлял ни барственности, ни апломба в общении, в гостинице не требовал себе каких-то особых апартаментов и услуг. Будучи гурманом, любил и простую еду, с аппетитом уплетал драники, которые готовила Лилия Батырева. А за границей очень скучал по обычному черному хлебу и всегда нахваливал брестскую выпечку.

Точно известно, что Святослав Рихтер навещал Брест восемнадцать раз – с концертами, а порою и просто проездом, останавливаясь здесь на день-два. Тысячи брестчан слушали в его вдохновенном исполнении Баха, Бетховена, Гайдна, Шумана, Берлиоза… В нашем городе у маэстро была очень благодарная публика, созвучная его игре. Он вел слушателей за собою, погружая их в глубины музыки, которая рождалась под его гениальными пальцами. И культурная аура Бреста создана во многом именно Рихтером, удостоившим наш город своими концертами и встречами, которые сами по себе были великой школой для музыкантов и источником духовной радости для ценителей истинного искусства. Да ведь и Международный фестиваль «Январские вечера», ежегодно проводимый в Бресте Лилией Батыревой, возник когда-то благодаря именно Рихтеру, точнее, благодаря его московским «Декабрьским вечерам».

 

 

А из Москвы и гастрольных зарубежных поездок он постоянно присылал в Брест коротенькие посланьица, трогательные и дружественные, написанные округлым крупным почерком. Их у Лилии Григорьевны Батыревой собралось за те годы несколько десятков. Вот некоторые из них:

«Милая Лиля! С опозданием сердечно благодарю вас за Ваши обильные дары, которыми Вы уж слишком балуете нас. Жалею, что не смог Вас увидеть, так как пребывал в состоянии беспросветного сплина (это со мной бывает). Надеюсь все же, что мы опять скоро увидимся. Шлю приветы и целую. С.Р.».

«Милая Лиля! Нина Львовна и я находимся в Турции. Шлем Вам отсюда много приветов и хороших пожеланий. Я много концертировал с квартетом Бородина (Украина, Чехословакия, Италия), сейчас готовлюсь к турэнскому выступлению (Лист, Франк). Сейчас чудная погода и поют птицы…

Надеюсь, до недалекого свидания в Бресте. Ваш Святослав Рихтер».

 

 

«Милая Лиля! Шлю Вам и Вашим большим детям мои добрые пожелания из 5-ти стран Европы, где в этом году побывал: Италия (это во всех отношениях номер один!), Испания, Франция, Австрия и Германия. Надеюсь, что у Вас все хорошо. В Москву я вернусь не раньше середины ноября и ненадолго, т.к. не позволяют из-за климата. На «декабрьских», вероятно, буду играть в самом начале их (3-го, 5-го) ансамблем. Сейчас нахожусь в Шлезвиг-Хольштейне, где чудесная погода. Играю 8/8 концерт с Лизой Леонской здесь… С сердечным приветом Ваш Святослав Рихтер».

«Милая Лиля! Привет из Токио. Уже шестой день мы находимся здесь и пытаемся акклиматизироваться (трудно!). Сегодня у меня должен быть второй концерт, а завтра мы едем в Киото. Пока не удалось особенно много посмотреть, так как занятия обязывают. Наши «роскошные» комнаты полны ваз с цветами. Розы, гвоздики, орхидеи, лилии, львиный зев, туберозы… Ниночка и я шлем Вам наилучшие пожелания. Ваш Святослав Рихтер».

«Милая Лиля!

В этот раз не пришлось (к сожалению) ехать через Брест. Вероятно, это будет при возвращении в апреле. Желаю Вам здоровья и благополучия в наступающем году. Так же и Вашей семье. Обнамаю Вас. Ваш Святослав Рихтер».

«Милая Лиля!

Привет из Европы. Желаю Вам и семье всего самого доброго.

Я пока не играю, т.к. перенес еще одну операцию. В меня вложили какие-то часы для нормального пульса. В ноябре, надеюсь, буду в Москве. Ваш Святослав Рихтер».

 

Это одно из последних писем. В августе 1997 года великого мастера не стало. Но в Бресте еще слышится эхо его шагов, звучат неугасающие отзвуки его музыки…

 


Святослав Рихтер и Юрий Нагибин

А потом была война. Когда я возвратился домой, музыка снова активно вошла в мою жизнь, и ознаменовалось это, в первую очередь, дружбой со Святославом Рихтером. Мы оказались с ним почти соседями, имели общих друзей и встречались практически изо дня в день. Конечно же, я ходил на его концерты, Музыканты уже тогда понимали, что Рихтер — явление исключительное, но для нас он был просто скромным худощавым студентом, а вскоре выпускником консерватории, еще не успевшим снискать мировой славы. Он часто и охотно музицировал в домашнем кругу, — здесь-то и начали по-настоящему приоткрываться мне таинства инструментальной музыки.


Святослав Рихтер и Борис Пастернак

Рихтер играет на похоронах Бориса Пастернака 2/06/1960

 


Святослав Рихтер и Рудольф Нуриев


Святослав Рихтер и Ирина Антонова


Святослав Рихтер, Нина Дорлиак и Владимир Такеноучи

 

"My parents knew many Russian musicians, amongst them, Sviatoslav Richter and his companion Nina Dorliak whom I also met in Rome, Italy. Both of them were just titans. On the occasion of this photo, I remember Richter bringing some souvenirs and music from Russia on behalf of Elena Goldenweiser, widow of Alexander Goldenweiser. Richter had such an amazing imagination and would recount to my father different stories he had imagined with various Rachmaninoff Preludes. His favorite composers were Debussy, Wagner, and Chopin. He thought that Debussy's Etudes were the epitome of piano composing."


Святослав Рихтер и Майя Плисецкая

 

Святослав Рихтер и Майя Плисецкая после приема по случаю обновленного музея Фернана Леже.


Святослав Рихтер, Екатерина Фурцева,

Майя Плисецкая


Микоян Нами Артемьевна.

Екатерина Фурцева. Любимый министр.

Фрагмент из книги.

 

Вскоре после назначения министром культуры Екатерина Алексеевна приняла горячее участие в судьбе Рихтера. Гениальный пианист, редкой чистоты и честности человек, Святослав Теофилович глубоко переживал двойственность своего положения. Ранняя слава музыканта мировой величины, самые высокие звания и награды – и несогласие инстанций на гастролирование в странах Запада по причине сложности биографии родителей. Его мать, немка, во время войны ушла с отступающими из Одессы немцами и жила в Западном Берлине. Постепенно такое положение приобрело трагический оборот. Рихтер испытывал нервные стрессы, порой переходящие в острую депрессию, избегал встреч с коллегами, боясь услышать недоуменные вопросы и сочувствие.

Фурцева употребила всю свою энергию, чтобы сломать тягостную ситуацию. Подолгу говорила с женой Рихтера Ниной Дорлиак, просила внушить ему, что все образуется.

Но внушала министр не только чете Рихтеров, бомбардировала письмами ЦК партии, компетентные органы, в личных встречах с руководством уговаривала, требовала, доказывала, какой урон во мнении мировой общественности несем мы бездушным отношением к великому музыканту.

В конце 1963 года «блокада» была прорвана. Рихтер выехал на длительные гастроли по Западной Европе и США. Его ждали переполненные залы, невиданный триумф. Фурцева способствовала встрече в Америке Святослава Теофиловича с матерью.

 

Святослав Рихтер писал:

«4. Х1.72.

Дорогая Екатерина Алексеевна! Сердечно поздравляю Вас с Праздником. От всего сердца желаю Вам здоровья, большого счастья, свершения Ваших интересных планов.

Был очень тронут Вашим звонком в Варшаву.

Нина просит Вам передать свои искренние, сердечные пожелания к Празднику.

Всегда Ваш Святослав Рихтер».

 

– Мы с мужем не раз бывали в гостях у Святослава Теофиловича и Нины. Я знаю, что Фурцева помогла им решить еще одну проблему. В Тарусе у семьи был деревянный домишко с одним окном. Великий пианист часто недомогал, ездить так далеко ему было все тяжелее. Дом стоял пустой. Тогда Фурцева выхлопотала ему дачу на Николиной Горе, недалеко от столицы. Помогала ему и в добывании редких лекарств. Примеров такого дружеского участия Фурцевой в судьбах деятелей культуры можно привести много. Да, в этом смысле она была открыта для людей, и люди это чувствовали.

 

Святослав Рихтер и Наталия Журавлева

 


Святослав Рихтер и Валентина Чемберджи


Святослав Рихтер и академик Петр Леонидович Капица

 

1979. Святослав Рихтер после концерта. Беседа с Капицей


Святослав Рихтер и Борис Покровский

 

Святослав Рихтер и актриса Софья Владимировна Гиацинтова

(газета "Культура", 3/07/1993)


Святослав Рихтер и Жискар д'Эстен (1970).

 

Святослав Рихтер и Вальтер Легге, муж Элизабет Шварцкопф



Святослав Рихтер и Милена Борромео


Святослав Рихтер, Антонина Нежданова, Юрий Завадский.


Святослав Рихтер и Андрей Золотов

 


 

Святослав Рихтер и Клод Самюэль (музыкальный критик, Франция)


Рихтер и Булгакова

 

Письмо Елены Сергеевны Леониду Викторовичу Варпаховскому, датированное 28/XII  56. Цитата из письма:

……………..

Была на чудесной елке у Нины и Славы – необыкновенно, сказочно все было.

 

А проснулась больной.



Святослав Рихтер и Марлен Дитрих

Борис Алексеевич Куфтин -

Святослав Рихтер и Валентина Куфтина, Тбилиси, 40-е годы. 

Святослав Рихтер и Пал Фейер

Будапешт. Ммарт 1954 года. Рихтер в Будайской крепости с официантами ресторана. Слева – Fejér Pál/Пал Фейер (впоследствии ставший главным интендантом Оперного театра). Снимок сделан незнакомым человеком. Из наследии Пала Фейер.


Святослав Рихтер и Сол Юрок:


Святослав Рихтер и Луиза Антуанетта Ломбард


Роберт Рафаилович Фальк на выставке своих картин в квартире Святослава Теофиловича Рихтера. Май 1957, Москва.
Фото: Г.С. Кухарский. Архив Г.С. Кухарского.

 

Присмотревшись, на второй фотографии можно узнать Рихтера.

 

 Небольшую выставку картин Фалька устроил в своей квартире (Брюсов переулок, дом 8/10) в апреле-мае 1957 года друг художника, пианист Святослав Рихтер. Об этом вспоминала А.В. Щекин-Кротова: «Когда, за год до смерти художника, в очередной раз не состоялась выставка произведений Роберта Рафаиловича, Святослав понял, что Фальку просто необходимо было увидеть свои картины вне обстановки мастерской. Он предложил свою квартиру на улице Неждановой в качестве выставочного зала. Было отобрано семнадцать картин из тех, что особенно нравились Святославу, очень обдуманно экспонированных Рихтером на стенах его небольшой, но просторной квартиры. Рихтер не любил загромождать свое жилище ненужной мебелью. А в этом случае вообще все было убрано из “выставочного зала", кроме рояля, кресел и дивана. Святослав вручил Роберту Рафаиловичу ключи от своей квартиры и предложил ему приводить на выставку всех, кого он пожелает, в любое время. Конечно, Фальк - человек скромный и деликатный - очень осмотрительно пользовался разрешением и приглашал сюда только самых близких ему людей».

 

Особенное место в жизни Фалька занимал Святослав Рихтер, так как он к тому же рисовал. Свои рисунки показывал Фальку, советовался с ним. Фальк высоко ценил творчество Рихтера. У него в мастерской висел его рисунок городских крыш, выполненный пастелью. Через Фалька Святослав Теофилович подружился с Анной Ивановной Трояновской и многие годы готовился к концертам у нее дома. 

 

Святослав Рихтер и Нина Дорлиак с Анной Чеховой